Как авторские комиксы супергероев победили

Слышали про CreativeMornings и даже хотели поехать, но притяжение к кровати в воскресное утро оказалось сильнее? Не беда! Мы подумали, что выводы спикера без особенностей его биографии будут неубедительны. Поэтому читайте не придуманную историю, которая точно вас вдохновит.

CreativeMornings – это бесплатные лекции, которые совмещены с завтраком. Подобные встречи проходят каждый месяц в 188 городах мира. В Тюмени проводить утро с пользой решили с июня 2017 года. Каждый месяц – новая тема для встречи. В ноябре в нашем городе решили поговорить о рестарте. В качестве спикера выбрали дизайнера, комиксиста и одного из основателей магазина комиксов SPACE COW – Виталия Лазаренко.


Комиксы круче, чем кино?

«Когда ты читаешь комиксы, ты видишь историю именно такой, какой её хотел показать автор. В кино ты видишь актёров, которые делают действия на экране. В книге читаешь текст, который написал автор и как бы он не был силён в описательной части, всё его произведение будешь представлять по-своему. Но когда читаешь комикс, ты видишь полностью, как человек хотел показать историю: через текст, баблы, сами иллюстрации. В этом и сила: ты получаешь именно ту историю, которую хотел рассказать тебе автор. Один в один»



Из инженера-нефтяника – в дизайнера-комиксиста

Первый – как он школьника, которому сложно было говорить с людьми, превратился в хорошего оратора. Целое лето он тренировал речь с помощью шариков для пинг-понга, вдохновившись примером Демосфена – знаменитого оратора из Греции. Афинянин набирал в рот камни и тренировал речь на берегу моря при шуме волн, заменявших шум толпы. Как когда-то Демосфен научился говорить иначе, также получилось и у Виталия. Одноклассники по началу его даже не узнали. «Для меня это было открытие, что люди оказывается могут слышать тебя, что ты говоришь и как ты говоришь», – вспоминает спикер и говорит, что по началу был к этому не готов.

«Перезагрузка, как правило, начинается с самого раннего утра. Ты просыпаешься и приходит осознание, что тебя не парит, а вдруг тебя осудят за то как ты выглядишь или что думаешь. Ты разворачиваешься и делаешь всё по-своему. И как правило это работает. Самый главный сдерживающий фактор – это мы сами»

Вторая перегрузка. Виталий должен был быть «нефтяником» в третьем поколении. Поступил в ТИУ на «Эксплуатацию и разработку газовых и нефтяных месторождений». Учиться было скучно, но легко с математическим складом ума. Виталий поработал немного по специальности и понял, что для это максимально скучно: «Поработал в офисе рисуя карты и это каждый день с 8 до 18:00. Я засыпал за рабочим столом». Волей случая его цех расформировали через пару недель. Был выбор куда идти дальше. На сайте ТюмГУ увидел, что можно получить второе высшее образование и решил пойти на менеджера и поступил.


«Если бы не это решение и понимание того, мне абсолютно неинтересно заниматься тем, чем я занимался там, я бы сейчас сидел где-то в офисе и заполнял бумажки. Для меня поступление на менеджера оказалось совершенно не тем, что я хотел, но был тот крючок, который позволил мне уехать из Нижневартовска. Приехать в Тюмень и начать заниматься тем, что мне нравится».

«Первый мой крупный успех, что я сделал небольшую историю про своего друга и отправил на конкурс на фестиваль Respect.Меня позвали туда и там я понял, что хочу заниматься чем-то визуальным. И вернувшись в Тюмень, я решил идти этим направлением. Плюс менеджерское образование, которое я получил помогает мне сейчас хорошо работать. Дизайнером работаю сейчас и у меня есть свой маленький любимый отдел».



История SPACE COW. Путь от коробки с комиксами до своего фестиваля.

«С Гошей (Георгий Елаев) мы познакомились в кофейне Friends. Я как-то пришёл туда пить кофе и увидел на подоконнике коробку с комиксами. Это был первый вариант магазина комиксов SPACE COW. Вспомнил свою детскую страсть к рисованным историям, но скоро кофейня закрылась, а я так загорелся. Это было единственное место в Тюмени, где можно было купить хорошие комиксы.

Мы с Гошей начали заниматься комиксами вместе. Пытались продавать в тайм-кафе, но быстро поняли, что это было плохой идеей. Осознали, что нужно перезапускаться. Магазин ради клиентов – это, наверное, одна из самых тупейших идей, что была в наших головах.

Мы познакомились с ребятами из того ещё только открывшейся кофейни «Сальвадор». Мы сошлись на том, что поставим там магазин и будем там тусоваться. К нам пришло в голову, что магазин – не ради клиентов. Мы должны дружить с ребятами, которые к нам приходят. Они должны быть нашей семьей. И начали проводить «Рисовач» и каждое воскресенье собираться рисовать и общаться.


Ещё мы читали лекции о том, что такое комиксы. И у людей сложилась теоретическая база, которая помогла им нарисовать свой комикс. На тот момент мы как раз стали подальше отходить от супергеройской истории. Супергерои начали терять свой шарм, когда появились истории наших ребят, авторов, которые могут быть даже среди вас. Он просто придёт и поймёт, что ему есть, что рассказать. Мы поняли, что личные истории занимают в наших сердцах намного большее место, чем истории про супергероев и обычный формат магазина комиксов – стеллажи с супергероями.

Последним шагом в нашей перезагрузке стал фестиваль Comic Arts Tyumen, который проходил в апреле этого года в скейт-парке SibSub. Мы сделали огромную площадку с авторами, с их личными историями. Вы не представляете какой это кайф, когда к тебе подходят твой ученик и говорит: «Я продал все свои книги в первый же день. У меня осталась одна штучка, а ещё полдня впереди».


На наш фестиваль прошло около 2 тысяч человек. Люди приезжали из Екатеринбурга, из Тобольска, чтобы просто сходить на фестиваль про авторские комиксы. Этот фестиваль привёл нас к тому, что мы снова полностью перезапустились. Какое-то время мы думали, что с этим делать. Мы отказались от супергеройской истории. Сейчас мы полностью сконцентрировались на наших ребятах. Делаем небольшое издательство, которое помогает им издаваться.

Один из зинов («фанатский журнал») нашего автора поехал на Comic Arts Brooklyn – один из крупнейших фестивалей комиксов про личные истории. Гоша съездил с нашими историями на фестиваль, и они зашли на ура. Людям не только в Тюмени, но и за рубежом интересно чем занимаются наши авторы. Наша основная локация – Школа перспективных исследований при ТюмГУ. По воскресеньям ведём лекции, проводим «Рисовачи», продвигаем наших ребят, ищем новых авторов.


Мы так долго шли. Именно две эти перезагрузки: переход от обычного латка с книгами, к концепции, что люди должны быть твоими друзьями и одновременно теми, кто является твоим брендом. Те, кто слушают твои лекции, рассказывает свою историю – это и есть лицо твоего бренда. И вторая перезагрузка помогла сфокусироваться на них. Вся суть SPACE COW сейчас в наших авторах, на которых мы полностью концентрируемся».


Записала Даша Вехтева
Фотографии предоставлены организаторами CreativeMornings и магазином комиксов SPACE COW

Последние новости

26 апреля 2024, 17:23 Анастасия Соловьева
По вселенной Гарри Поттера выпустят аудиокниги
490
Архив новостей