«Каждая книга в нашем пространстве не случайна, она достойна прочтения»

Создательница тюменского независимого книжного магазина «Никто не спит» Дарья Новикова в эксклюзивном интервью для Moi-portal.ru рассказала, почему у книжного такое необычное название, чем «Никто не спит» отличается от других, и какие планы на дальнейшее развитие. А также для тех, кто только задумывается открывать свой книжный магазин, Дарья поделилась опытом и дала несколько практических советов

Как пришла мысль открыть магазин? Почему именно книжный и именно такого формата?
Я бы хотела вам рассказать какую-то красивую историю о том, что это было мечтой всей моей жизни, но нет. Я сама пытаюсь вспомнить отправную точку и понимаю, что все это было на подсознательном уровне. Я выросла в многодетной семье на Севере в небольшом поселке Яр-Сале. У нас не было книжных магазинов, но, как и в любой советской семье, была большая библиотека, в которой, к сожалению, я мало чего интересного для себя находила.

«Видимо, я закрывала гештальт, открывая книжный магазин».

Важно, чтобы в каждом городе был книжный магазин, чтобы ты понял, что помимо книг из списка обязательного к прочтению в школе, есть целый мир разнообразной, разновкусной литературы. Немалую роль в зарождении книжного играла учеба на Издательском деле в ТюмГУ. Атмосфера, которую создавала наша кафедра, заряжала. Ты понимал, что нет ничего невозможного. Два важных для меня имени: Наталья Петровна Дворцова и Ольга Борисовна Волкоморова — мои вдохновители и наставники. На 4 курсе Ольга Борисовна дала задание нашей учебной группе продумать концепции необычных книжных магазинов. Тогда и родилось название — «Никто не спит».

«Забавно, но никому в моей группе оно не нравилось».

А для меня оно было символично. Дело в том, что «Никто не спит» — это одноименная книга шведской писательницы Катарины Киери, которая на тот момент была моим материалом к курсовой работе. Это книга повествует о 16-летнем мальчике Элиасе, у которого без вести пропала мама и его жизнь разделилась на «до» и «после» и вот это «после» — бесцветное, совершенно его не интересует, он не чувствует вкуса к жизни, он разбит. Это книга об одиночестве, о первой любви, о неравнодушии. Для меня здесь ключевое — неравнодушие — вокруг героя появляются совершенно незнакомые люди, будь то соседка или девушка с тренировки по джиу-джитсу, которые его вытягивают из этого состояния.


Мы решили сделать книжный, потому что могли, мы хотели дать возможность тюменцам покупать качественную литературу, которую нигде не встретишь в городе. У нас была возможность культурно развивать город, и мы это делаем. Мы выбрали формат независимого книжного магазина. Это значит, что у нас вы можете найти авторскую подборку литературы, то есть каждая книга в нашем пространстве не случайна, она достойна прочтения, здесь мы выступаем своего рода «культурными фильтрами» — из потока массовой и низкопробной литературы мы отбираем то, что достойно вашего внимания. Я люблю проводить параллель с библиотекой. Вот, вы приходите в гости к человеку и однозначно будете разглядывать его полку с книгами и благодаря литературным предпочтениям поймете, что вообще за человек перед вами.

«К тому же книга — это мостик, чтобы начать диалог. Так вот книжный «Никто не спит» — это тоже наша такая библиотека».

Мы будем рады с вами обсудить книгу, показать наши любимые издания и совершенно не против, если вы у нас проведете часок другой просто листая книги, мы даже вас буравить взглядом не будем и не обидимся, если вы ничего не купите. Конечно, мы перенимаем только частичную функцию библиотеки, брать книги домой почитать мы не даем, но некоторые книжные, например, красноярский «Бакен» практикуют и это (отдают за 2 руб./сутки книгу, причем цена на нее уменьшается на сумму пребывания книги у читателя).
У нас можно найти литературу, которую не представлена на тюменском рынке вообще — это малоформатные, нишевые проекты, которые выпускают по 3-4 книги в год. Например, издательства «Элементарные формы», «Все свободны», «Лес рук», «Абрикобукс» и другие. Сетевые магазин не рискуют с ними сотрудничать из-за того, что нацелены в первую очередь на коммерческую составляющую, то есть важна быстрая оборачиваемость товара. Сетевым некогда вводить людей в курс, объяснять, в чем преимущество этого издательства, почему стоит обратить внимание на их книги, проще продавать массовую литературу не требующую дополнительных усилии. К тому же такие издательства в сетевых магазинах просто утонут в массе других книг. Мы же помогаем таким издательствам быть в фокусе, активно рассказываем о них не только в социальных сетях, но и лично.

«Мы делаем третье место — место помимо дома и работы, где ты можешь комфортно провести время».

Книжный магазин — это уже больше, чем просто магазин, где совершается купля-продажа, это полноценная площадка для просвещения. На следующий год — 2019 — у нас запланированы встречи с писателями, поэтами, учеными, историками. Это тоже одна из важных составляющих независимых книжных магазинов — проведение мероприятий. Хотим запустить детские мастерские. В Тюмени мы первый такой проект, до нас независимых книжных не было.


Есть ли конкуренция с сетями или потребители совсем разные? Считаете ли конкурентами электронные книги или интернет-магазины, где наценка меньше, чем у сетевых?
Долгое время мы считали бессмысленным привозить художественную литературу, потому что понимали, что сделать ее дешевле, чем в «Читай-Городе» мы не могли. Поэтому специализировались на нонфикшене (нехудожественная литература — прим. ред.). Сейчас ситуация поменялась, мы привозим художественную литературу и она может быть дешевле, чем в сетевых книжных Тюмени. Тут вопрос в другом, что важно человеку: купить дешево книгу или прийти в место, где ты помимо купли-продажи можешь приятно провести время. Конечно, выдержать конкуренцию с интернет-магазинами «Лабиринт» и «Озон» в плане ценовой политики мы не сможем, но согласитесь, что они не нальют вам чай и не накроют пледиком, а мы — можем.


Уже больше десяти лет говорят, что электронное книгоиздание уничтожит бумажную книгу, но выходит все с точностью наоборот — электронная книга подогревает интерес к бумажной. Яркий пример, у нас недавно был в гостях писатель и поэт, лауреат премий «Нос» и «Большая книга» — Алексей Сальников. Его книга «Петровы в гриппе и вокруг него» изначально вышла в электронной библиотеке Bookmate в свободном доступе и после того, как какое-то безобразно огромное количество человек ее прочитали, крупное издательство «АСТ» заметило книгу и занялось выпуском печатного варианта. Для меня представляет интерес, что, не смотря на то, что в свободном доступе до сих пор есть этот роман, его все равно покупают в печатном виде. Уже вышел второй тираж!

«Вообще, конечно, это дело вкуса: кому-то удобнее читать с электронной книжки или с экрана смартфона, а кто-то привык к запаху книги и шуршанию страниц».

Немало моих друзей после прочтения, особенно впечатлившей их книги, приобретают печатный аналог для своей библиотеки. Видимо, все-таки важно иметь что-то физически в руках, обладать этим.


Опишите своего среднего гостя. Сколько ему лет, чему он отдаёт предпочтение, сколько готов потратить и как часто посещает магазин?
Мы — магазин-кочевник. Для нас это локация уже четвертая по счету. Каждое новое место накладывает свой отпечаток. Сейчас мы находимся в Школе перспективных исследований ТюмГУ, и к нам часто заходят студенты и преподаватели, которые интересуются гуманитарными науками и философией. На каждом месте нас стабильно находят студенты-архитекторы. Интересно, что с большинством гостей, которые приходят к нам в книжный, мы потом становимся друзьями. Есть, например, первокурсник-филолог Артем, он к нам пришел еще будучи гимназистом, в тот момент только готовился к поступлению в университет, любит брать у нас книги издательства Common place (в основном все, что связано с марксизмом). А есть Миша, который покупает у нас книгу за книгой из раздела «Экономика» и «История». Возле рабочего компьютера у нас висят номера телефонов: вот, например, Ирина рядом подпись – «Любитель философии». Всегда набираем ее номер, когда появляются новинки в этом разделе.
Лектории и прочие мероприятия — как часто проводите и влияет ли это на выручку?
Сейчас в книжном раз в месяц проходит книжный клуб — мы выбираем книгу из любой категории, даем месяц на ее прочтение, потом приглашаем обсудить ее вместе с модератором, который напрямую связан с темой. Например, недавно мы обсуждали книгу «Автор, ножницы, бумага» Николая Кононова и модератором клуба был копирайтер Женя Лепехин.

«Причем у нас действует скидка 10% на предзаказ книги, которую мы выбрали для заседания клуба».

На территории книжного есть корнер магазина комиксов Space cow — это полочка с альтернативными, оригинальными и лучшими отечественными комиксами. Один из создателей проекта Гоша Елаев у нас проводит воскресные лекции о комикс-культуре.
У нас в книжном проходило несколько встреч, но все они носили стихийный характер. В будущем мы хотим сделать на постоянной основе привоз спикеров из других городов.

Сколько лет работает магазин?  
6 декабря нам исполнилось три года. Но у нас был достаточно большой перерыв (около полугода) между переездом с одной локации на другую. Из-за того, что изначально у нас было слабое понимание о ведении книжного бизнеса, мы многое потеряли, и я сейчас не только про деньги говорю, но и про время. Только на четвертой локации, в Школе перспективных исследований ТюмГУ, мы замечаем динамику.


Сколько покупателей в среднем за месяц? 
У нас книга в среднем стоит 400-500 рублей. Выручка в день составляет примерно 9-10 тыс. рублей. Самым провальным для нас месяцем стал ноябрь — выручка в день составляла по 3-4 тысячи, пару дней были вообще с нулевым чеком, минимальная проходимость. Причин может быть много: может за 2 месяца все, кто хотел купить у нас книги, уже это сделали; резкое ухудшение погодных условий — люди еще не перестроились на зимний сезон и не готовы были выходить на улицу; а может просто решили копить на подарки к Новому году.

Были ли моменты, когда книжный оказывался на грани банкротства?
Постоянно. Заниматься книгами — это неблагодарная работа. Ты вкладываешь много времени, но получаешь минимальную отдачу. К весне этого года мы поняли, что сил больше нет. Вслух с дрожью в голосе мы произнесли: «Ну, что закрываемся?». Мы решили дать себе год. И преобразовать проект в стихийный лекторий, который проходит в разных креативных местах города. Но все изменилось, когда мы узнали, что в Школе перспективных исследований ТюмГУ будут открывать книжный магазин. Книжный магазин при университете за рубежом распространенная практика. Планировалось, что это будет франшиза независимого книжного «Пиотровский». Когда мы об этом узнали, то решили, что закрываться не будем, а будем конкурировать, будем наравне, появился какой-то азарт. Я всегда хотела, чтобы книжных такого формата в городе становилось больше. В итоге «Пиотровский» в Тюмени не открылся, и занять пространство в Школе перспективных исследований ТюмГУ пригласили нас.


С какими издательствами работаете? Как часто обновляется ассортимент?
Я еще помню тот момент, когда пришло первое письмо от издательства — это было архитектурное издательство TATLIN. Мы познакомились на летней книжной ярмарке в «Смене» (Казань), тогда стационарного книжного не было, а при себе у нас были только визитки, на которых напечатали нашу почту, личный номер и, по-дружески написанное, имя «Даша». Мы, кстати, до сих пор с ними сотрудничаем.
У нас представлены, как крупные игроки: «ЭКСМО», «АСТ», «МИФ», «Альпина Паблишер», «Феникс», «Питер», так и маленькие независимые проекты: Ad Marginem, «Белое яблоко», «Все свободны», «Последние 30», «Элементарные формы», Hylepress, Grundrisse, Common place, Libra, Kolonna Publications, «Опустошитель» и другие. Из периодики у нас можно встретить: Kinfolk/Heim, Seasons, «Носорог», «Синий диван», «Транслит», «Логос», Speech:, «Балтия», Tatlin news, Tatlin mono, Tatlin plan, Prosodia.


 Чем вы отличаетесь от остальных книжных вашего формата?
Даже если вы полностью возьмете модель какого-то независимого книжного магазина в условной Москве/Питере и откроете такой проект в регионе, он будет отличаться. Проект преобразуется за счет местного менталитета, книжного рынка города и благодаря команде магазина. Вот, например, Алексей Палкин из книжного Uniqstore в Перми продал франшизу проекта в Новосибирск, после года активного сотрудничества они поняли, что у них разные видения проекта и то, что хорошо продавалось в одном городе, плохо шло в другом. Это нормальная ситуация.
Мы можем похвастаться тем, что у нас представлены открытки и канцелярия от местных художников. И как я уже говорила у нас на территории есть корнер магазина комиксов Space cow. Ребята Гоша Елаев и Виталий Лазаренко — настоящие герои, они поднимают комикс-культуру города, регулярно собирают так называемые «рисовачи», где художники разного калибра могут собраться порисовать комиксы, выпускают самиздат.

Дайте несколько практических советов людям, которые, возможно, тоже хотят открыть независимый книжный, но почему-то боятся 
Найдите блог Федора Овчинникова, это он сейчас владелец пиццерий Dodo, а когда-то у него был книжный магазин «Сила ума» в Сыктывкаре. В блоге все откровенно написано: деньги на старт, выручка/расходы, подбор ассортимента, размышления о бизнесе. Очень полезная штука. Понимание, что такое работать в книжном магазине, можно получить из книги «Дневник книготорговца» Шона Байтелла. Там рассказывается про будни книготорговца из крупного букинистического магазина в Шотландии.

«Но самое — это поехать на практику в какой-нибудь независимый книжный магазин».

В свое время мы так и сделали — прошли самовольную практику во «Все свободны». Это были ценные знания, и мы очень благодарны создателям — Любе и Артему.

Запись интервью смотрите здесь




Последние новости

26 апреля 2024, 14:01 Анастасия Соловьева
Тюменцы смогут обменяться растениями в эко-сенде «Чулан»
570
Архив новостей