Преодолимая невыносимость бытия или как важно быть счастливым

Настоящий старый шкаф, как в бабушкиной квартире, записи воспоминаний реальных людей, девочка в роли мальчика, юноши, взрослого мужчины и старика. Живой Шляков на сцене, естественно, с гитарой, комья настоящей земли, которые летят в лицо артистам и того и гляди прилетят и в тебя. Ведь первый ряд всегда немного под ударом.

Это спектакль по пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богословского «Внешние побочные» в МТЦ «Космос». Драматург, как принято говорить, широко известен в узких кругах театралов и любителей современной драмы. В Тюмени его пьесы показывали публике как минимум один раз на «Чётких читках» театра «Ангажемент». Это была пьеса «Блонди».

Название «Внешние побочные» уже настраивает, что будет рассказ о чём-то параллельном главному, маргинальном в хорошем смысле слова. И оно не обманывает: перед нами несколько параллельных реальностей.

Во-первых, в пространстве. Сцена условно разделена на две вертикали: внизу – герои, которые представляют традиционное сценическое действо. У них дни рождения, вечеринки, похороны, принесение присяги и прочее. Над ними, во втором ярусе – главный герой Стёпа. Порой он становится участником всеобщего действа, но всегда опосредованно. Он лишь объект воздействия.

Во-вторых, параллельные речевые реальности. Повествование героя идёт одновременно с разговорами и репликами других персонажей, он ни с кем не вступает в диалог. Но зато он говорит о главном: о чувствах, восприятии и переживаниях человека, который просто живёт свою жизнь.

В-третьих, сценическая реальность также разделена на несколько частей: сценки героев, монолог главного героя и Шляков с музыкальными ремарками.

Всё это интересно переплетается и взаимодействует на сцене, создавая в итоге ту самую жизнь, которую ведёт герой. Странную одинокую жизнь человека, который не знает, как её жить.

Что понравилось: решение сценического пространства, внимание к деталям в виде старых вещей, непосредственность, с которой повествование врывается в зал.

Чего не хватило: цельности. Много сценических приёмов, часть из которых кажется немного притянутой. Например, закидывание персонажей землёй. Интересно, конечно, но сидишь и думаешь: «Так заройте ж уже кого-нибудь для полноты картины». Нарочитое использование элементов, воздействующих на зрителя, делает жизнь героя уж слишком трагичной. Складывается впечатление, что он так и не смог справится с внешними побочными. Они в конце концов сломали его. В связи с чем и у зрителя создаётся стойкое ощущение, что всё — тлен. А жизнь, как ни крути, это не только череда страданий и противостояний. Возможно, авторы именно это и хотели сказать: несмотря на внешние побочные, любой может их преодолеть и стать счастливым. Но эффект, к сожалению, получился обратный.  

Стоит ли смотреть спектакль? Конечно! Яркие эмоции и радость узнавания собственной жизни хотя бы раз появится у каждого зрителя.

Узнать, что ещё идёт в МТЦ «Космос» вы можете в группе театра

Автор: Ольга Шистер

Последние новости

Архив новостей