«В произведениях Пушкина имеется большое количество отрывков, в которых тем или иным образом описаны физические явления, – пояснила доцент Е. Ермакова. – Это дает возможность использовать творчество поэта на занятиях по физике. Наблюдения Пушкина разнообразны и удивительно точны. Его взгляд – это взгляд зоркого исследователя, досконально изучившего предмет или явление, увидевшего в нем то, чего не смогли подметить другие. При этом ничего лишнего, случайного, все факты изложены по порядку, предельно лаконично, со знанием законов физики».
По мнению инициатора исследования А. Курносовой, в творческом наследии Александра Сергеевича много замечательных поэтических образов и находок, где ярко и безошибочно отражены физические явления.
Так, обучающимся любопытно будет узнать, какая сила уравновешивает силу тяжести, действующую на русалку. Совершается ли работа в том случае, когда ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой? Какой знак работы силы тяжести, когда Черномор взвился под облака и когда он падал? Можно ли движение деревьев считать вынужденными колебаниями?
Педагоги уверены, что благодаря использованию литературных текстов устанавливается хорошая «обратная связь», у школьников возникает желание не только слушать, но и выражать свои мысли, переживания.
Разработанные на основе поэмы «Руслан и Людмила» задания для уроков физики они опубликовали в журнале «Концепт». По словам А. Курносовой, вопросы можно разделять по сложности, это позволит учителям осуществлять дифференцированный подход к обучению.
Источник: Управление стратегических коммуникаций Тюменского государственного университета.