Тюменские мамы рассказали об инклюзии в образовании

В знаниях нуждаются не только обычные дети, но и с особенностями развития. Конечно, особенным детям требуется подход особенный. Как сделать их обучение более эффективным: создать специальную отдельную среду или поместить в уже имеющуюся? Второй подход называется инклюзивным образованием и до сих пор вызывает много споров среди родителей.

«Инклюзивное образование в Тюменской области только начинает развиваться. И конечно, как в любом начинании, мы сталкиваемся с барьерами и непринятием. Поэтому мы попросили экспертов в области обучения и обычных родителей поговорить с журналистами об инклюзии, ее плюсах и сложностях. Итогом станет цикл материалов, в которых мы попробуем разобраться в проблеме, выслушав мнение всех участников процесса образования, и ответим на наиболее часто возникающие вопросы», – отмечает депутат Тюменской областной Думы Елена Кашкарова.

Сегодня мы пообщаемся с мамами обычных детей, которые посещают образовательные учреждения, внедряющее инклюзивное образование.

- Как вы относитесь к вопросу инклюзии?

Мария, мама во втором декрете, фрилансер в сфере копирайта:

- Положительное

Ольга, мама двух детей, журналист: Наверное, нужно ответить: положительное. Так будет этично и довольно близко к правде. Но здесь, на мой взгляд, существует огромное количество "НО", которые пока сводят всю программу инклюзии к цирку.

- Ранее был опыт общения с "особыми" детьми?

Мария: - Да, был. Я училась в одном классе с девочкой, у которой был ДЦП. Прекрасная ученица. Старалась всегда. Общались хорошо, но близко не дружили. У нее все-таки был свой мир.

Ольга: - Да, безусловно. И с детьми, и с родителями. Не испытываю ни малейшего негатива ни к тем, ни к другим. Скорее, огромное уважение, пиетет.

- Ваш ребенок обучается или будет обучаться в одном классе с "особым" ребенком? Когда вы об этом узнали, какая ваша реакция? Вы как-то изучали вопрос?

Мария: - Не обучается. Но в ансамбле, еще до прихода дочери в него, играл мальчик с заболеванием. Лично она его не знала, но заочно знакома. Даже помогали собирать деньги на лечение всей школой.

Ольга: - Мой ребенок посещал детский сад в группе с такой девочкой (ЗПР).
Детки набирались в группу маленькие, и мы узнали уже постфактум, что у ребенка в группе есть некоторые особенности (и они не связаны с возрастом, воспитанием и поведением). Некоторые родители насторожились сразу, но в целом мы настраивали своих деток на общение с девочкой и на помощь воспитателям. Но суровая реальность такова, что, когда в группе 30 трехлеток и один ребенок, требующий абсолютно всего внимания в любой момент времени, – результат очевиден. Кого-то не успели причесать, переодеть, кто-то упал, подрался, потому что все внимание было сосредоточено на одном особом ребенке. На праздниках в группе тоже все внимание на одном ребенке, т.к. малыш не всегда справлялся с эмоциями. Детки начали жаловаться на бесконечный шум и крики, а родители стали высказывать недовольство, потому что видели, что воспитатель разрывается, устает, обучающие занятия срываются. Я как председатель родительского комитета группы изучала вопрос о возможности освободить наших воспитателей от такой ответственности. Но закон ее не предусматривает.

- Вы как-то готовили/готовите своего ребенка к тому, что он будет обучаться с "особым" ребенком?

Мария - Если бы пришлось, сказала бы, что эти ребята особые, но относиться к ним нужно, как к обычным детям, только с учетом физических особенностей.

Ольга: - Да, с ребенком мы общались на эту тему, просили быть терпимее и помогать. Дети в группе любили и заботились в меру своих возможностей.

- Как вы относитесь к тому, что ваш ребенок будет принимать участие, помогая, возможно, в учебных вопросах "особому" ребенку?

Мария: - Конечно, хорошо. Помощь любому человеку делает нас лучше, а особым людям – тем более.

Ольга: - Я положительно отношусь к такой возможности для своего ребенка. Но, если программа  инклюзии в школе будет в том же виде, что и в садике, я буду против. Дело не в особом ребенке или его контакте с моими. Дело в его вовлеченности в учебный процесс. Если учитель будет всецело поглощен контролем эмоций одного ребенка, то мне, как родителю, такой учебный процесс не нужен! Если речь будет о физических ограничениях, то я буду только рада, если мои дети смогут понять, оценить и принять участие в жизни такого человека. Но учебный процесс должен быть настроен на всех детей.

- Вы общались с родителями "особенного" ребенка? Может, возникает желание помочь каким-то образом в плане адаптации и их и ребенка в классе?

Мария: - Нет, не общаюсь. По работе доводилось наблюдать за родителями таких детей. Испытывала одновременно грусть и восхищение этими людьми: настолько открытые и добрые лица у родителей! Насчет помощи. Честно сказать, мне немного страшно близко соприкасаться с этой темой. Потому что как маме больно смотреть на некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья. Но если бы возникла возможность или необходимость, обязательно помогла бы. А от моих страхов, наверное, включение (инклюзия) и есть лучшее лекарство.

Ольга: - Я общаюсь с родителями тех особых детей, у которых образование проходит на дому. Мои дети задают вопросы, и я стараюсь до них донести понимание и любовь к каждому человеку, независимо от его особенностей.

А что об инклюзивном образовании думаете вы? Ответить на этот вопрос рано или поздно приходится каждому родителю. Конечно, система инклюзивного образования пока не совершенна, но в наших силах создать условия для того, чтобы она становилась удобнее.

Материал подготовлен Коммуникационным агентством "Пионер"

Последние новости

24 апреля 2024, 16:03 Анастасия Соловьева
Тюменцы могут принять участие в акции «Диктант Победы»
550
Архив новостей