Live

VR-спектакль «В поисках автора». Как Тюмень задаёт новые стандарты театра

VR-спектакль «В поисках автора». Как Тюмень задаёт новые стандарты театра
28 сентября в Тюмени прошёл первый показ VR-спектакля «В поисках автора». Увидеть хитрое переплетение виртуальной реальности и игры актёров на сцене смогли журналисты местных СМИ и тюменские блогеры.

Луиджи Пиранделло в 1921 году написал пьесу «Шесть персонажей в поисках автора». В день предпоказа каждый из нас, оказавшись внутри этого произведения, пытался найти себя.

Сегодня социальные установки и ограничения всё чаще не оставляют нам шансов вмешаться в происходящее: спасти чью-то жизнь, помочь полицейскому задержать преступника, влепить кому-то пощёчину. Мы наблюдатели. И в этом наша сила и слабость одновременно.

Зрителю театра или кино всегда отводилась роль наблюдателя. Посмотрите, осознайте опыт героев, получите незабываемые эмоции и отправляйтесь восвояси. Причём, наблюдателю чаще всего не оставляли выбора – показывали единственно верный сюжет с последовательно сменяющими друг друга сценами. Всё решает режиссёр, он же автор: именно он говорит, куда смотреть, какую эмоцию испытывать. Конечно, не напрямую, а образами. В драматических театральных постановках всё строго – зритель в зале, актёр на сцене, и никак иначе. Каждый знает своё место и согласен с присутствием оппонента. В иммерсивном VR-спектакле всё абсолютно иначе. И это провоцирует нас на самые разные эмоции.

VR-спектакль «В поисках автора»

«Я так близко к ним, но меня как будто не существует. Мы находимся в одном помещении, но герои постановки смотрят сквозь меня. Они живут своей жизнью, о которой я вообще ничего не знаю. Мне неловко от того, что я становлюсь свидетелем конфликта внутри семьи. Это как, знаете, когда узнал чью-то тайну, а потом хочешь забыть. Боишься проговориться», – делится ощущениями одна из первых зрительниц. Действительно, VR-очки позволяют увидеть нам нечто большее, но в то же время не диктуют, что чувствовать и куда смотреть.

Иммерсивный спектакль начинается прямо в фойе: нас встречают плоские фигуры персонажей, некоторые неповоротливо держат другие на манер манекенов в натуральную величину. Все они прячут за спинами знаки, и, если навести камеру смартфона, раскрывают нам личности персонажей. Открываются их странички в соцсетях: twitter, instagram, Facebook, Vk и даже «Одноклассники». Волонтёры показывают происходящее на своих устройствах, говорят, что как только спектакль закончится, каждый из героев напишет что-то в своём аккаунте. Становится не по себе: вроде бы и понятно, что сделают это «специально обученные смм-щики», как сказал мой друг на показе. Но ощущение, что вымысел слишком близок к реальности, лишает покоя.

VR-спектакль «В поисках автора»

Пока мы изучаем «декорации», на большом экране МТЦ «Космос», где прошли все показы VR-постановки, зациклен новостной сюжет. «Нет звука, наверно рассказывают о процессе съёмки спектакля», – думаю я. Но тут же осекаюсь, на экране очень важная деталь: это выпуск новостей из той, параллельной реальности, где живут наши персонажи. Но поймём мы это только, когда увидим спектакль. Кстати, именно поэтому я советую всем, кто начинает знакомство с иммерсивным театром, следить за деталями. Любая мелочь может быть наделена смыслом, да таким, что сразу и не поверишь.

VR-спектакль «В поисках автора»

Нас провожают в зал, продюсер спектакля Андрей Зубов рассказывает об очках виртуальной реальности, после мы попадаем на сцену. Честно говоря, я долго выбирала место, решила, что подписанные кресла поставили для героев. Каково было моё удивление, когда все они оказались подписанными. Ещё один интересный ход, который я прочитала, как желание показать трепетное отношение автора к зрителю. Ещё бы, попасть на постановку одновременно могут не больше 30 человек.

Что касается спектакля, увидеть его я желаю всем, кто хочет быть в курсе инцидентов удачного синтеза науки и искусства. Тем более здесь, в пространстве «Космоса», где камерность и бэкграунд событий располагают к открытиям. VR-очки позволяют нам видеть и слышать происходящее, «Космос» с его прохладой и свободой – почувствовать настроение.

VR-спектакль «В поисках автора»

Спектакль настолько близок к реальности, что решение режиссёра «переписать текст», адоптировав его к современности, – единственно верное решение. Автором пьесы по мотивам текста Пиранделло стала драматург Юлия Поспелова. А ещё обстановка квартир, в которые мы попадаем: ограждения на набережной, теннисный мячик кинорежиссера, его таблетки, попкорн, книги – все эти детали родом из нашего мира. Как и герои, которые находятся на расстоянии вытянутой руки, по-настоящему плачут и смеются, кричат и осуждающе смотрят друг на друга. Реальность и вымысел переплетаются пальцами, как руки главных героев в трейлере к несуществующему фильму. Фильму, который увидят герои, нашедшие своего автора.

VR-спектакль «В поисках автора»

Из зала театра, а в прошлом – кинотеатра, и в этом тоже есть своя магия, выхожу ошарашенной. Это тот самый случай, когда хочется «перечитывать пьесу, оставляя пометки на полях». Хочется вдумчиво и несколько раз повторить встречу с VR-реальностью, которая уже совсем скоро не оставит театру возможности снова стать прежним.

О том, как прошёл предпоказ VR-спектакля, смотри в нашем фотоотчёте от Фрола Подлесного, а также в видеообзоре с события.


Комментарии (/articles/358118-vr-spektakl-v-poiskakh-avtora-kak-tyumen-zadayet-novye-standarty-teatra/)