Номинанты в категории «Лучший фильм на иностранном языке»: вторая попытка Звягинцева - Мой-портал.ру

Номинанты в категории «Лучший фильм на иностранном языке»: вторая попытка Звягинцева

Номинанты в категории «Лучший фильм на иностранном языке»: вторая попытка Звягинцева
Номинация «Лучший фильм на иностранном языке», пожалуй, самая интересная для российского зрителя в нынешнем наградном сезоне. Среди пяти претендентов на золотую статуэтку оказался и русский фильм «Нелюбовь» режиссера Андрея Звягинцева. Ранее, в 2014 году, за «Оскар» боролась  еще одна картина режиссера - «Левиафан», так негативно принятая русскоязычной аудиторией.

Помимо «Нелюбви», бороться за награду в данной номинации будут чилийская картина «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио, «Оскробление» ливанского режиссера Заида Дуэри, венгерская кинолента «О теле и душе» Ильдико Эньеди и абсолютный фаворит по итогам 2017 года фильм «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда.

«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА» (Чили)

inostrannii

Это первая картина Себастьяна Лелио, номинированная на «Оскар» и вторая, получившая награды международных кинофестивалей и признание критиков (в 2013 фильм Лелио «Глория» получил три награды Берлинале и одну на кинофестивале в Сан-Себастьяне).

«Фантастическая женщина» также уже успела завоевать награды трех кинофестивалей: Приз Себастьяна за лучший латиноамериканский фильм в Сан-Себастьяне, Серебряный Медведь за лучший сценарий и Приз Teddy за лучший художественный фильм в рамках Берлинале, а также стала победителем в Гойе в номинации Лучший латиноамериканский фильм.

В центре сюжета история очень необычной женщины по имени Марина. Внезапные жизненные обстоятельства полностью меняют жизнь героини, а зритель узнает ее самый большой секрет. Теперь Марине предстоит столкнуться с общественным мнением лицом к лицу, попытаться наладить утраченную гармонию и обрести себя.
Роль Марины исполнила 28-летняя чилийская актриса Даниэла Вега, для которой актерский опыт на большом экране стал вторым в карьере. По сути, девушка играет в «Фантастической женщине» саму себя (после просмотра поймете - почему), а ее работа в картине Лелио покорила жюри кинофестиваля в Берлине.

Все происходящее на экране, в плане сюжета, выглядит весьма естественно, а действия главной героини логичны и близки к поведению в реальной жизни (южно-американской). И пусть яркие солнечные пейзажи сменяются почти бесцветными кадрами, в «Фантастической женщине» есть свое особое обояние.

Некоторые критики сравнивают работу Лелио с фильмами Педро Альмодовара («Все о моей матери», «Дурное воспитание»). Однако «Фантастическая женщина» более близка к повествованию «Тони Эрдманна» Марен Аде, которая стала продюсером новой картины Лелио. Кстати, фильм «Тони Эрдманн» завоевал Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля в 2016 году и получил главную награду Европейской киноакадемии.



«ОСКОРБЛЕНИЕ» (Ливан)

inostrannii

Как и «Фантастическая женщина», фильм ливанского режиссера Зиада Дуэри впервые номинирован на премию «Оскар». Четвертый по счету полнометражный фильм режиссера уже успел получить Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в Венеции в 2017 году. Все предыдущие работы Дуэри также были отмечены кинокритиками и номинировались на награды различных кинофестивалей. Режиссер в своих работах постоянно обращается к тематике гражданской войны и межнациональной вражды. Фильм «Оскорбление» не стал исключением.

Действие фильма происходит в рабочем квартале Бейрута, где случайно возникшая ссора между христианином-автослесарем Тони и прорабом-палестинцем Яссером разрастается до национальных масштабов. Тут-то и начинают вылетать из уст героев глубоко спрятанные обиды, накопленные за годы трагических событий в истории этих двух народов.

Фильм не лишен комичности, однако смеяться зритель будет, скорее всего, истерично и с опаской, ведь нарастающий «снежный ком» должен рано или поздно развалиться. Здесь мы видим мастерство режиссера в умении поддерживать напряжение до финальной развязки, а наблюдатель будет сходить с ума от абсурдности происходящего.

Картина Заида Дуэри сюжетно напоминает фильм Романа Поланского «Резня» и мини-сериал «Пощечина» со звездным актерским составом от режиссерского трио Лизы Холоденко, Кена Олина и Майкла Морриса. В обоих случаях конфликт, который подразумевает мирное решение проблемы, выходит за рамки адекватности и становится сатирой на человека.

Главные роли в фильме исполнили актеры Адель Карам (Тони) и Камел Эль Баша (Яссер), который и получил награду на Венецианском кинофестивале.



«О ТЕЛЕ И ДУШЕ» (Венгрия)

inostrannii

Фильм победитель Берлинского кинофестиваля 2017 года, вызвал бурные эмоции у критиков и ценителей кинематографа. И прежде всего тем, насколько отрешенной и не типичной (для европейских кинофестивалей) выглядит картина. Особенно среди уже предсказуемых представителей подобных кинофестивалей, где в приоритете у жюри политические и остросоциальные фильмы.

Однако, несмотря на приземленность повествования - а здесь нет ни войн, ни массовых беспорядков, ни нетерпимости – фильм многим покажется жестоким ввиду основного места действия. Но прежде всего, это трагикомедия о любви и, конечно, о смерти.

Сюжет: Он и она. Оба работают на скотобойне. Малообщительная директор мясокомбината Мария и рядовой разговорчивый сотрудник-инвалид Эндре не обращают друг на друга внимания до тех пор, пока случайно не узнают о том, что видят общие сны.

Режиссер картины 62-летняя Ильдико Эньеди («Мой ХХ век», «Волшебный стрелок»), которая уже 18 лет не снимала кино, создала трогательное, смешное и в то же время драматичное произведение. При просмотре фильма порой хочется отвернуться или закрыть глаза, так как основная часть действия происходит на реальной скотобойне. Но когда сюжет фильма переносится в прекраснейшие леса, где по тропам гуляет пара изящных оленей, ты боишься даже моргнуть, лишь бы не спугнуть этих удивительных животных.

Безупречность режиссерского мастерства Эньеди сделала свое дело, переломив устоявшиеся с годами традиции, что для хорошего кино нужны нарастающие конфликты.

Главные роли в картине исполнили Александра Борбей («Свинг»), сыгравшая Марию, и Геза Морчани (Эндре), для которого «О душе и теле» стал первым фильмом в карьере.

Кстати, в первой полнометражной картине Эньеди «Мой ХХ век» (1989) сыграл ученик Тарковского Олег Янковский.

  

«НЕЛЮБОВЬ» (Россия)

inostrannii

Картина российского режиссера Андрея Звягинцева уже успела получить приз жюри Каннского кинофестиваля, а также завоевала гран-при Мюнхенского и Лондонского фестивалей. «Нелюбовь» стала второй картиной режиссера, попавшей в оскаровскую номинацию. Первая попытка получить золотую статуэтку выпала Звягинцеву в 2014 году за картину «Левиафан», который был принят русскоязычной публикой весьма негативно.

В центре сюжета обычная московская семья в период развода. Женя и Борис не упускают возможности поссорится в то время как их 12-летний сын Алеша становится свидетелем конфликтов между родителями. Внезапно, после очередной ссоры, мальчик пропадает.

Новая картина Звягинцева, как и любое другое его творение, полна символов, недосказанности, психологии и глубокой драмы, от которой у зрителя все внутри переворачивается. Герои здесь безжалостны, эгоистичны и слепы. Даже фамилия у семьи говорящая - Слепцовы. Но, к сожалению, «лишними людьми» в картине оказываются не Женя и Борис, а Алеша. Зритель предчувствует надвигающуюся трагедию, которая непременно произойдет (и происходит) в семье, только вот изменить ход событий мы не в силах. А драма все продолжает разыгрываться, а зрителю остается лишь наблюдать за развитием сюжета с ледяным оцепенением во всем теле и с чувством полного внутреннего разрушения.

Всю эту гнетущую обстановку дополняют великолепные пейзажи, исполненные в мрачных тонах, наравне с почти постапокалиптическим миром фильма – пустынные улицы и безлюдные локации.

Великолепно подобранный актерский состав, в лице Марьяны Спивак («Сын отца народов»), Алексея Розина («Елена», «Левиафан») и Матвея Новикова, исполнившего роль Алешы - еще один плюс в картине. Актера комфортно чувствуют себя каждый в своей роли и это заметно даже далекому от киноискусства зрителю.
«Нелюбовь» одна из лучших картин Звягинцева (как и первая картина режиссера «Возвращение»), у которой есть все шансы получить «Оскар».



«КВАДРАТ» (Швеция)

inostrannii

А на десерт у нас рекордсмен нынешнего наградного сезона, фильм Рубена Эстлунда «Квадрат». Картина завоевала шесть (!) наград Европейской киноакадемии, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», а также стала победителем Каннского кинофестиваля и фестиваля в Гойе. И, поверьте, это заслуженные награды.

Кстати, для шведского кинематографа «Золотая пальмовая ветвь» Канн стала второй за 66 лет. Первым в Швеции, кто получил эту награду, стал режиссер Альф Шрёберг за фильм «Фрекен Юлия» в далеком 1951 году. А об Эстлунде мир узнал в 2004 году на 26-м ММКФ (Московский международный кинофестиваль), где состоялась премьера первого фильма режиссера «Гитара-монголоид».

Главный герой картины Кристиан работает в галерее современного искусства и является куратором открывшейся выставки. Новым экспонатом музея станет «Квадрат» - прямоугольная равносторонняя область на уличном тротуаре, оказавшись внутри которой вы приобретаете равные права и обязанности, то есть каждый человек обязан уважать друг друга и заботиться друг о друге.

По пути на работу у Кристиана крадут бумажник и телефон. Чтобы найти вора Кристиан и его коллега предпринимают весьма сомнительный шаг, за которым последует волна непредсказуемых событий. Сможет ли Кристиан, так рьяно призывающий к равноправию в обществе, сам соблюдать эти правила не только на словах, но и в реальной жизни?

«Квадрат» - это фильм-символ, обращенный не только к европейскому обществу, но и к людям в целом. Режиссер с осторожной наглостью тыкает носом общество в созданную им же иллюзию толерантности и равноправия, хотя каждый из нас знает, что с начала времен люди мало чем изменились. Всё, что управляло и управляет людьми - осталось: культурная элита в ожидании фуршета не обращает внимания на экспонаты галереи, шедеврами искусства становятся кучки песка и гравия, добро властей по отношению к мигрантам превосходит над трудностями местных жителей. Правда, один факт не меняется – никто никогда не воспринимал детей всерьез.

В «Квадрате» современное искусство играет важную роль. В главном эпизоде фильма, который происходит на праздничном банкете, появляется персонаж по имени Олег Рогожин – прямая аллюзия к советскому преформансисту Олегу Кулику, наделавшему много iума в России.

Картина Эстлунда сплошное противоречие, сатира на вкусы и тенденции общества (в частности Европы), которые режиссер с блеском отобразил в «Квадрате». Здесь есть над чем посмеяться, и есть в ком себя узнать.
Кстати, инсталляция под названием «Квадрат» действительно существовала и была придумана и реализована самим режиссером.



Приятного просмотра и, смотрите хорошее кино! 

Не забывайте голосовать за фильм, который, по вашему мнению, получит наибольшее количество статуэток «Оскара»!