Полина Захарова: Улица диктует новые пути развития для театра - Мой-портал.ру
Live

Полина Захарова: Улица диктует новые пути развития для театра

Полина Захарова: Улица диктует новые пути развития для театра
Маховик времени Гермионы Грейнджер – вот от чего бы не отказались многие тюменцы. Уже по традиции День города изобиловал количеством площадок: набережная – для любителей экстрима и моды, Площадь Солнца – для книголюбов, а Площадь 400-летия Тюмени – для поклонников «Хора Турецкого» и фильмов под открытым небом. Те, кто следит за современным театром, уже пятый год подряд отправляются в сквер «Комсомольский», чтобы на целый день погрузится в атмосферу XIII Международного фестиваля уличных театров «Сны улиц».

Фестиваль проводится в Тюмени с 2005 года и представляет всё разнообразие жанров уличных перфомансов: шествия на ходулях, музыкальные импровизации, трюковые экспромты, уличная клоунада, современная хореография, интерактивная игра с публикой, театр огня и другие виды театра. «Сны улиц» не ограничиваются только спектаклями. Организатор фестиваля – театр «Мимикрия» известен любовью к синтезу жанров . В этом году команда «Снов улиц» решила сыграть на стыке жанров не только в спектаклях, но и на фестивале. Одна из новых задач хозяев фестиваля состоит в том, чтобы соединить театр и культурный досуг на массовых мероприятиях.

О пространстве

«Уважаемые зрители! На территории «Города снов» категорически разрешается играть, танцевать, мастерить, фантазировать, быть ребёнком», – слышу голос в громкоговорителе. Мастер-классы по рукоделию, танцам и йоге, активные игры для детей и взрослых (гигантские шашки, пазл снов и многое другое) – всё это «Город снов». Покидать территорию арт-пространства нет смысла и тем, кто проголодался: по всему парку рассредоточены точки гастрономического маркета, где можно выбрать еду в формате стрит-фуд или даже ресторанные блюда в уличном формате, а жажду утолить безалкогольными напитками.


Знакомый сквер на один день превратился в место, где диковинное поджидает на каждом шагу – арт-пространство «Город снов». На пути к одной из сцен вам встретятся люди на ходулях в ярких костюмах и масках, которые прежде, чем вручить газету-программу фестиваля, попросят вас потанцевать. Полицейский с неестественно белым лицом, остановит свистом, но не оштрафует, а вежливо вручит приглашение на новый спектакль. Если вы думаете, что ещё не видели представления, то поздравляю, вы уже в нём! Пока вы шли по скверу, специально для вас устроили элемент променад-театра или спектакля-бродилки. Действие происходило вокруг вас и вы стали его участником. Но на этом бродилки не заканчиваются: испанцы WANDERING ORQUESTRA привезли спектакль-променад «Бродячий оркестр». Актёры, они же музыканты по сюжету, дирижируют всем, что видят на пути: машинами, зрителями, которыми идут за ними. Они не знают, где им нужно играть, и куда ехать, поэтому начинают музицировать на древних музыкальных инструментах прямо на дороге, стоя на баке для мусора.


О театрах

Часть зрителей приходят на «Сны улиц» заранее, чтобы занять место у сцены. Желающих посмотреть «Сны улиц» становится всё больше, поэтому кроме главной сцены на фестивале работает и малая. В этом году рекордное количество коллективов – 13. Новая сцена помогает хотя бы отчасти решить проблему с огромным потоком зрителей. На малой сцене импровизаторы из BreakFastBand обыгрывают запросы зрителей и шутят в формате «здесь и сейчас». Есть и счастливчики среди гостей фестиваля, которые поучаствовали в создании импровизационных сцен. Парни лихо шутят, живой аккомпанемент добавляет комичности происходящему.

Творчеству тоже нужен порядок. Организационные моменты фестиваля начинают решать минимум за три месяца до его начала, а с коллективами-потенциальными участниками общаются сильно загодя – с зимы, так как у иностранных театров жёсткий график гастролей по всему миру. Ещё один важный момент – технический райдер театра (к примеру, параметр багажа с декорациями). Зачастую выбор в пользу того или иного театра делается исходя из того, возможно ли их по техническим параметрам привезти на фестиваль. Проще всего с такими артистами, как клоун Enano из Португалии, так как весь его реквизит помещается в чемодан, с которым он и путешествует по всему миру. Для португальца нет барьеров: он просит зрителей подвинуться максимально близко, переодевается прямо при нас и просит зрителей помочь ему одеться, устраивает шуточные конкурсы (натягивает ринг и боксирует со зрителем, ищет даму сердца для юного зрителя). Взрослые смеются как дети, а дети норовят стащить реквизит (шляпу, указательные стрелки). Клоун утрированно балансирует на грани взрослого и детского поведения с такой посредственностью, что невозможно не смеяться как в последний раз.


У театра «Мимикрия» состоялась премьера уличного спектакля для всей семьи «Мумий-land» по мотивам легенд о загробном мире Древнего Египта. «Мы как организаторы фестиваля никогда не позволяем себе быть только организаторами и не показать спектакль», – рассказывает Полина Захарова. Фантазию на времена правления фараонов делали в сжатые сроки, совмещая с подготовкой к фестивалю. Каждый актёр спектакля, а их на импровизированной сцене 10 человек, под руководством художника театра, своими руками делал реквизит (маски, огромные змеи, жуки-скарабеи и т.д.). В итоге у «Мимикрии» получился визуальный спектакль о жизни после смерти и о трудном пути человека к собственному сердцу. В новом мире фараон встречает богов и чудовищ, и зрители сопровождают его в этом путешествии: Анубис грозно смотрит на нас и стучит посохом, а кромка огненной ткани пролетает прямо над головой. Стоит отметить, что это первый уличный спектакль, где новый состав «Мимикрии» играет без более опытных актёров театра. Сейчас юные мимикрийцы играют с масками, куклами, передвижными декорациями и устраивают интерактивы, продолжая традиции театра.


Вместе с «Мимикрией» в этом году на фестивале показали спектакли 8 тюменских молодёжных театров. Среди них «Хореографическая мастерская Александры Балецкой». Коллектив с большим опытом выступлений в уличном формате, представил хореографический спектакль «Разделительная полоса». Используя современную хореографию, танцовщики проводят аналогию между людьми и машинами. Люди так много работают, что во всей это суете уже забыли, что такое чувства. На одежде появились номера, как на авто, и даже в самых плавных движениях проскальзывает неестественная резкость, как у робота. Главное – сохранять один ритм со всеми. «Мастерская» – пример хорошего физического театра, танцовщики которой за счёт владения телом и эмоциями показали, что испытывают люди, попавшие в «ДТП».


Театр уличного взаимодействия «Мусташ» из Белоруссии в интерактивном формате напомнил о том, как приятно получать письма, написанные от руки, да ещё с любовью запечатанные в конверт. Голубые рубашки, иссиня-чёрные накладные усы (даже у девушки), сумки через плечо и тысяча и один способ как доставить письмо зрителям: можно и на воздушном шарике отправить, и с голубиной почтой, и просто отдать в руки с мультяшной интонацией.

Постоянный участник фестиваля – независимый уличный театр «Пластилиновый дождь» из Самары приехал в Тюмень с постановкой в номом жанре. В сумерках к зрителям вышли не клоуны, а леший, ведьмы и прочие чудища. Самарцы привезли уличный спектакль «Обряд» – лиричную историю про жизнь и смерть, легенду про лешего, который ищет себе замену, чтобы, наконец, уйти на покой. Ощущение, что мы все попали на бал из «Мастера и Маргариты», настолько были правдоподобны образы. И дело не только в детально-изготовленных костюмах: лес, в котором живёт леший, существует по своим законам, подчас жестоким, ведь ему приходится не раз вступать в сражения, чтобы закончить обряд. 

О зрителях

«Улица всегда и усложняет, и диктует новые пути развития для театра. Никто не знает, какая будет погода и как будут реагировать зрители. Актёры борются с непривычными обстоятельствами, поэтому театры получают особый кайф. На сцене всё понятно: свет, звук, всё готово. А на улице пошёл дождь и свет придётся выключить, а ты должен дальше работать. Мы уже не боимся дождя. Каждый год подготовленные зрители приходят с зонтами, до конца стоят и очень уважительно относятся ко всем выступлениям», – говорит Полина Захарова.


Гости из Кемерово, которые специально приехали на «Сны улиц», больше всего удивились тому, как зрители относились друг к другу и к артистам: с уважением и почтением. Отметили, что в Тюмени очень спокойные дети, а взрослые даже, если не понимали происходящего на сцене, молча смотрели, а не поднимали шум. Из увиденного сделали вывод, что такой осознанный зритель – плод трудов 13-летней истории фестиваля. В Тюмени выросло новое поколение, которое умеет смотреть уличное искусство.

В этом году «Сны улиц» проходил под девизом «Без границ». Команда фестиваля привозила «Сны» в Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск и Тобольск. Жители этих городов шли на фестиваль уже во второй раз, поэтому успели его полюбить и очень ждали возможности встретиться с артистами.

О планах

Организаторы ищут, какое пространство превратить в праздник уличного театра в следующем году. Новая площадка для них – это вызов, который приведёт к росту. Возможно, «Сны улиц» в 2019 году пройдут на нескольких локациях в Тюмени. Есть и большая мечта – продлить фестиваль в Тюмени с одного до двух или трёх дней. К примеру, начать в День города, а когда город «успокоится», на второй и третий день фестиваля ставить программу со спектаклями.

Есть желание расширить и географию «Снов»: объехать не 5, а 10-15 городов Тюменской области. Полина Захарова не исключает вероятности приехать с фестивалем и в города ХМАО и ЯНАО: «Север надо греть театром и искусством. Когда периодически отправляемся на гастроли со спектаклями,  видим округлённые глаза: «Уличный театр, ходули, что это?». Они немного замёрзшие, как зрители, мы очень сильно хотим их немножечко отогреть».


А пока «Сны улиц» согрели тюменцев в День города. Когда начал греметь салют на набережной, фестиваль закрывали шоу-проект Helios с огненным спектаклем «Дети неба». Файерщики рассказали индийские предания на языке огня и света с элементами хореографии. Искусство обращения с огнём завораживает, дыхание перехватывает в моменты, когда неожиданно в небо запускают мини-салют. Глаз не оторвать, как в прочем и от всего фестиваля.


Текст: Дарья Вехтева

Фото: Анна Калашникова

Видео: Русалина Ситдыкова   

Комментарии (/articles/512927-polina-zakharova-ulitsa-diktuet-novye-puti-razvitiya-dlya-teatra/)