Live

Война в голове. Выпускники Летней театральной школы Никиты Бетехтина сыграли в хокку

Война в голове. Выпускники Летней театральной школы Никиты Бетехтина сыграли в хокку
Бывают процессы, которые со стороны кажутся странными. Один из ярких примеров – быть зрителем актёрского тренинга. Режиссёр Никита Бетехтин уже второе лето подряд устраивает в МТЦ «Космос» спектакли-перфомансы Летней театральной школы. Режиссёр позиционирует это как социальный эксперимент, в котором принимают участие не только ученики школы, но и зрители.

Никита Бетехтин основал театральную школу 9 лет назад. Он родился в Тюмени, а сейчас живёт в Москве. Закончил ГИТИС и магистратуру Школы-студии МХАТ с отличием. С 2017 года работает режиссёром-педагогом образовательного проекта Гоголь-центра “Gogol School”. Первый перфоманс от выпускников Бетехтина тюменцы увидели летом 2017 года. Тогда непрофессиональные актёры на глазах у зрителей выполняли упражнения из актёрских тренингов: контактную импровизацию, упражнения на доверие (один человек с повязкой на глазах, а его партнёр помогает ему передвигать, оберегая его), и другие. Зрительские ряды были условными границами для перформеров, создавая квадрат, где и работали выпускники. Никита направлял учеников и наводил зрителей на размышления о том, что есть «здесь и сейчас», и чего оно состоит.

Год назад режиссёр рассказал, что зрителей позвали, чтобы усилить эффект от упражнений и проверить выпускников Летней театральной школы. По мнению Бетехтина, плохо, что многие открытия не выходят за пределы репетиционного зала. Именно поэтому он решил приоткрыть завесу тайны для зрителя. «Задачей собравшихся было засвидетельствовать чужой опыт. К этому нужно быть готовым. У свидетелей такая же работа, как и у перформеров. И это уже другой вид коммуникации». На тот момент одной из целей режиссёра было сделать так, чтобы зритель-свидетель не покидая своего кресла испытал состояние потока, о котором пишет венгерский учёный Михай Чиксентмихайи. Кстати, именно работе в потоке отчасти и учит Бетехтин.


Выпускной для учеников IX Летней театральной школы в этом году проходил в формате перфоманса с названием «Играть в хокку». Хокку (более современный вариант названия звучит как «хайку») – это древнее японское искусство, которое заключается в умении составлять стихотворение из трёх строк с определённым количеством слогов. Хокку пишут о том, что происходит здесь и сейчас, не только для того, чтобы запечатлеть момент, но и прочувствовать его.

Границы сцены и пространства, где могут находиться зрители, обозначена, как и во всех классических постановках. Но зрители даже на старте перфоманса нарушают её, устраиваясь на полу перед сиденьями. Причина простая –  им просто не хватило места. Спокойным почти медитативный голосом Никита где-то за сценой объявляет, что спектакль-перфоманс – это социальный эксперимент. Ближайший час его голос будет создавать для нас канву повествования.

Участники показа выходят на сцену босиком. Одни во всём белом, другие в одежде спокойных пастельных оттенков. Ученики разминаются и кажется, что они нас не видят, а мы за ними подглядываем. Актёры синхронно хлопают в ладоши, обнимают друг друга, врубают музыку в наушниках и танцуют. Потом играют друг с другом в зеркало, полностью копируют движения партнёра.


Позади актёров-перформеров сценические платформы, где установлены 4 микрофона. Девушки и парни (кому-то 14 лет, а кому-то далеко за 30) по очереди поднимаются на помост и говорят о том, что их беспокоит: «однажды я пришла на работу и поняла, что ничего там не люблю», «меня назначили руководителем, а я не справляюсь». Зрители слушают исповеди о нелюбви к мужу и стабильности, вопросам к своему телу после премьеры фильма «Я худею» и так далее. В финале блока Бетехтин задаёт вопрос уже зрителям, на который мы,сами того не замечая, отвечаем по ходу постановки: «Какой процесс происходит у вас? Что вы переживаете?».

Учеников  IX Летней театральной школы ожидало несколько новшеств. Впервые «Школу» проводили сразу два режиссера: Никита Бетехтин пригласил к себе в команду выпускника его школы, сейчас – студента режиссёрского факультета в ГИТИС Андрея Маника. Сейчас он учится в экспериментальной мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича (курс, где вместе собраны режиссеры, актеры и художники-постановщики). В театральной школе программу каждый год сочиняют из того, что режиссёр узнал за время между «Школами». В этом году тюменцы не только учились осознанности и изучали основы актёрского мастерства, но и заговорили на сцене. Второй режиссёр Андрей предложил включить упражнения своего преподавателя Михаила Угарова в программу школы: «техника основана на большом количестве вопросов, на которые человек должен сам себе честно ответить. У ребят возникали тексты, и мы решили, что часть из них можно вынести на финальный показ». Андрей рассказал, что тексты отбирали так, чтобы каждый зритель услышал тему, которая его действительно волнует. Даже если он боится себе в этом признаться.


На этом социальный эксперимент не закончился. Никита задавал вопросы и предлагал выйти тем, кто отвечает на них утвердительно. Началось с «выйдите те, кто ещё верит, что найдёт свою настоящую любовь», продолжилось вопросом о тех, кто работал летом без отпуска и тех, кто считает себя некрасивым.

«Все истории которые были в перформансе, настоящие. Люди их не придумывали, никто не писал текст, это были исповеди. Соответственно, когда ты слушаешь 20 исповедей 3 дня подряд, тебя нагружают чужие переживания, эмоции. Были моменты, когда было тяжело идти в эту школу. Приходишь, потому что Никита дал нам техники, как войти в «здесь и сейчас», отречься от посторонних мыслей», – рассказывает участник проекта Сергей Мещеряков.

Микрофон переместился на импровизированную авансцену и актёры продолжили исповедь. Начинают с ответов на бытовой вопрос: «чего делать не хочется, но надо?». Одной девушке хочется съесть бутерброд в 10 вечера, но нельзя, потому что хочет влезть в любимые шорты, вместо этого она выпивает стакан воды натощак каждое утро, хотя от этого её тошнит.

Актёров спрашивали о том, что для них самое важное: для кого-то иметь лучшего друга и семью, а для кого-то овладеть искусством сурдоперевода, чтобы помогать другим. Упражнения органично перемежались с историями, где каждый делал свой вывод: «Никого нельзя любить больше, чем Бога. Искусство спасает». «Я поняла, когда я радуюсь, то мы переезжаем». 


«Мне кажется, что большинство из нас похожи на безответственных водителей автомобиля. Таким важно, чтобы машина ездила, они ее заправляют и на этом наше понимание автомобиля заканчивается. А потом оказываются в растерянности, когда машина ломается. Вот также происходит и с самим собой. Мы эксплуатируем себя, имея дилетантские представления о нашем теле и нашей душе, и когда “механизмы” выходят из строя, мы не знаем, что делать. Нам хотелось, чтобы ребята своими темами намекнули на наше устройство, но при этом не давали руководств, не делали выводы. У них специально была задача "обозначить процесс"», – считает Андрей Маник.

В финале перфоманса актёры под восточную медитативную музыку начинают медленно перемещаться в пространстве словно в slow motion и говорить, казалось бы, несвязанные между собой вещи о быте. Вскоре понимаю, что это хокку – стихотворения в японском стиле, которые ученики написали сами. Получилась явная отсылка к названию. 

После показа удалось поговорить со зрителями:

«У Никиты на показе не в первый раз и знакома с ним достаточно давно. Сегодня смотрела на сцену и испытывала катарсис, потому что ребята настолько искренние, честные. Сопереживала каждой истории», – рассказала Екатерина Дронова.

«Первый раз на перфомансе. Многое из услышанного было про меня, поэтому где-то я плакала, в некоторые моменты смеялась и испытывала сильные эмоции. Даже непонятно, что ребята не актёры, потому что всё так чисто и душевно. Со многими участниками Школы тесно общаюсь, но были моменты, которые меня удивили. Например, одна из девочек вышла на фразе «Кто не считает себя красивым». И думаю, нам нужно об этом поговорить», – делится впечатлениями Елена Брандт.

Текст: Дарья Вехтева

 

Комментарии (/articles/519195-voyna-tolko-v-tvoey-golove-vypuskniki-letney-teatralnoy-shkoly-nikity-betekhtina-sygrali-v-khokku/)