«Ничего не надо, просто приезжай». Спектакль «Мам_привет» покажут в Тюмени и в Москве - Мой-портал.ру
Live

«Ничего не надо, просто приезжай». Спектакль «Мам_привет» покажут в Тюмени и в Москве

«Ничего не надо, просто приезжай». Спектакль «Мам_привет» покажут в Тюмени и в Москве
К постановке, где нет актёров, зрители поначалу относятся с недоверием. А к формату спектакль-выставка в Тюмени тем более не привыкли. В сентябре прошли премьерные спектакли-коллекции личных переживаний «Мам_привет». 14 и 15 ноября его повторно, надеемся не в последний раз, покажут в МТЦ «Космос». Скоро постановку увидят в Москве на второй площадке – Центре им. Вс. Мейерхольда (далее – ЦИМ).

«Всем кажется, что в театре и в кино должно всё время что-то происходить: актёры должны кричать, плакать, переживать, любить. А есть более тонкая, на мой взгляд, история про внутренние переживания. Мне хотелось сделать очень интимный опыт, чтобы ты пришёл и у тебя возможность побыть самим собой, но при этом не чувствовать себя одиноким, потому что ты в своих проблемах не одинок. Актёры здесь не нужны», – рассказывает режиссёр Виктория Привалова о «Мам_привет».


Травма – одна из важных тем её творчества: через свои работы девушка пытается понять, как работает этот механизм и можно помочь тем, кто испытывает схожие чувства. В Москве ещё надо умудриться урвать билет на ещё один спектакль Виктории «Совместные переживания» в ЦИМе. Зрители говорят о терапевтической силе постановки о первой любви. Девушка-режиссёр не скрывает, что решила делать спектакль о мамах, потому что захотела разобраться во взаимоотношениях в своей семье. «Мам_привет» поставили в Тюмени, потому что постановка получила грантовую поддержку от «Космоса».


«Пахнет как в детстве», – первая мысль, которая посетила меня, когда я только зашла на сцену в начале спектакля. Всё пространство заставлено различными предметами (холодильник, трюмо, стулья и столы, боксёрская груша), но достаточно места, чтобы свободно ходить и никого не задевать. Все эти вещи легко бы вписались к квартиру, где я выросла. Аутентичность создавали благодаря технологии find object – все предметы с «историей» и тюменцы отдали их подарили создателям спектакля.


Почему-то первым дело подхожу к холодильнику. На нём много стикеров. Табличка на холодильнике гласит, что нужно написать на листочке то, что ты хотел сказать своему ребёнку (или представить, если у вас их ещё нет), а в взамен забрать с холодильника стикер со словами, которые бы так хотел услышать от мамы. «Ты справишься» обменяла «Я горжусь тобой». Все локации «Мам_привет» можно проходить в хаотичном порядке. Большинство из них представляют собой стол с предметом (гиря, парик, гора сникерсов, растение в вазе) и плеер с наушниками. Нажав Play слышу истории о взаимоотношениях с мамой: о первом отвержении и первых наказаниях, о последних детских воспоминаниях, о радости, о нестерпимой боли, оказавшей влияние на судьбу рассказчика.


Предметы начинают оживать с развитием сюжете каждого аудио: они свидетели тех событий. Слушаю и утыкаюсь носом в шубу из мутона, набираю на красном телефоне с диском единственный номер, который помню. На трюмо с тремя створками прикреплены множество листочков с описанием того, как может пахнуть мама (морозной свежестью, например), а рядом не меньше уже пустых флаконов от духов, которые ещё хранят запах. На «Мам_привет» можно нюхать, трогать, бить боксёрскую грушу, рисовать портрет мамы. Это путешествие, где в одних рассказах, ты узнаёшь себя, а где-то просто сопереживаешь чужой боли. Путешествие, к которому подобран правильный саундтрек: одна из локаций – шкаф, где закрывшись слушала, пронзительный кавер на песню Земфиры.


«Чем оголённее и живее материал, тем легче и проще с ним работать. Это самый хлеб драматурга. Сложно не переборщить, иначе люди начинают отстраняться и цинично смотреть со стороны. Как сделать так, чтобы это не было публицистикой, потому что документальное интервью ей не является», – рассказывает драматург «Мам_привет» Евгений Казачков. Евгений более известен как арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка» – путёвки в жизнь для многих региональных драматургов. С Викторией Евгений сделал второй спектакль (первый «Совместные переживания»). Драматург помогал составить режиссёру вопросы для интервью. Часть интервью герои записывали на диктофон, следуя инструкциям от режиссёра, где им удобно: дома, в метро, на улице. Часть историй – из мастер-классов Виктории, где люди друг другу рассказывали о своих мамах. Евгений вместе с режиссёром отслушал тонны аудио. Некоторые из них остались в аудио-формате, а другие стали надписями, столь узнаваемыми репликами из прошлого: «Заведёшь своих делай как хочешь!», «Есть такое слово надо!», «Ты на часы вообще смотришь?», «Ты тепло одеваешься?» и так далее.


После спектакля задалась вопросом: почему к психологам ходят и те, у кого, как мы думаем, нет проблем? Потому что мы все ранены в той или степени. Бывает объективный вред для психики: развод родителей, били в детстве или иначе физически наказывали и об этом тоже говорят в «Мам_привет». А бывает «я так увидел». Психологи говорят об особенностях детского восприятия, что ребёнок может получить травму там, где для родители даже не увидели конфликта. «Мам_привет» будит чужими историями, помогает достать с антресолей вашу историю, стряхнуть с неё пыль, посмотреть на неё иначе. Режиссёр спектакля говорит, что ей неинтересно делать работы, которые работают по формуле «пришёл посмотрел, ушёл и забыл». Постановки Виктории стимулируют на глубинную ментальную ревизию уже после просмотра. Ты думаешь несколько дней после, споришь с посмотревшими и делишься своими переживаниями. В этом и сила современного театра, он не развлекает, а учит осознанности.

Подробнее о спектакле можно узнать здесь.


Фотографии предоставлены пресс-службой МТЦ «Космос» и личного архива Виктории Приваловой.

Текст: Даша Вехтева

Комментарии (/articles/557077-nichego-ne-nado-prosto-priezzhay-spektakl-mam-privet-pokazhut-v-tyumeni-i-v-moskve/)