В оживании чудес. В Тюмени поставили первое ритуал-шоу

В МТЦ «Космос» проходят пробные показы нового спектакля, где есть шанс попасть в телик, поностальгировать и узнать режиссёрскую версию истории страны.

Пятница. Вечер. Фоном работает «Первый канал». Начинается заставка из «Поле чудес» и вся семья буквально прилипает к телеэкрану. Рекламная пауза – время, когда можно быстро метнуться на кухню за чаем и зачем-нибудь ещё вприкуску. Во время рекламной паузы можно разговаривать, потому что как только возвращается Леонид Аркадьевич, все-все, даже кошка, внимательно слушают задания, строят догадки «что ж там за слово такое» и сетуют, что лучше брать деньги, а «то вон в прошлой программе мужик редьку вместо автомобиля забрал». Вы можете поменять год и город, но зарисовка в целом останется той же, потому что «Поле чудес» - по-настоящему народная телеигра, первый выпуск которой вышел в 1990 году.



«Почему «Поле чудес»? Да потому что шоу идёт практически с основания новейшей России. Ещё одна причина – люди, которые приходят на игру. Это обычные россияне из всех уголков нашей страны. Получается максимально социальная передача. И она тоже менялась за эти 30 лет. Это хороший срез истории людей, которые в ней участвовали, действительно хорошая выборка», - рассказывает режиссёр и композитор спектакля Александр Кудряшов. 

Александр – режиссёр в московском независимом театре документальной пьесы Театр.doc. Впервые в «Космос» он приезжал со спектаклем-лекцией «Уроки жизни», после чего режиссёру предложили сделать спектакль в Тюмени. Кудряшов вместе с Екатериной Августеняк (Санкт-Петербург, драматург и художник) хотели поработать с народным материалом и на ум пришло «Поле чудес». Кастинг актёров – ведущего и ассистенток – проводили среди жителей Тюмени. 



В холле «Космоса» вместе с другими зрителями жду начала. Всем раздали карточки, где на лицевой стороне буква, а на обороте – правила ритуал-шоу. Нас предупреждают, что раз это пробный показ, то ко всему тому, что мы увидим, стоит относиться так, как папа бы отнесся к рисунку сына.  Предлагают пройти в зал и занять место соответственно букве на карточке. На «После чудес» сцена и зал слились воедино: полукругом стоят 33 стула (вспоминайте, сколько букв в нашем алфавите) для 33 участников спектакля, а само действо будет происходить на расстоянии нескольких шагов от нас. Синий свет, много дыма, девушка в платье отрешенно раскручивает барабан, прям как из передачи «Поле чудес». Обстановка напоминает фрагменты фильма про «Семейку Адамс»: не страшно, но чем-то потусторонним веет. Мы явно пришли не на съёмку стандартной ТВ-программы. С появлением условного Леонида Аркадьевича, в лице тюменских шоуменов Александра Сазонова и Кирилла Бутусова, становится окончательно ясно, что мы в месте, где время течёт по своим законам, потому что «Добрый вечер, уважаемые дамы и господа, пятница! (или любой другой день недели)». 

Знакомый каждому, у кого дома есть телевизор, текст, ведущий «После чудес» (Александр Сазонов) обыгрывает так абсурдно, что в начале смеемся через слово. В «После чудес» выиграть ничего нельзя, но нам всё равно предлагают сыграть. Ведущий с белыми накладными усами повторяет это, как минимум, десяток раз и каждый раз добавляет, что участие – дело добровольное. 



Начался первый тур. Пару человек уже поучаствовали в игре. Только начинаю понимать принцип игры. «Ничего сложного», - говорит подходя ко мне ассистентка с улыбкой на лице, которая не исчезает ни на секунду. У меня карточка с буквой «В», а ведущий пару секунд назад позвал игрока с этой карточкой в игру. Это произошло так быстро, что я не успела отказаться. Яркий свет бьёт в лицо, а сознание как в тумане, как будто всё немного замедлилось. Ориентируюсь на подсказки ведущего, который, кстати, повадками чертовски похож на Якубовича, кручу черно-белый барабан размером с хороший обеденный стол. На автомате реагирую на его реплики, слышу смех знакомых и незнакомых людей. У меня выпало 400 очков. Интересно, это что-то значит? Другая, но тоже с застывшей улыбкой, ассистентка приносит карточку. Мне предлагают представить, что я – не я, а Елена из Москвы, которая работает в рекламном агентстве. И правда ничего сложного, нужно просто прочитать всё, что указано на карточке и в голове держать, будто я сейчас на настоящей ТВ-программе 1999 года. Волнение, конечно, появляется: меня бьёт дрожь, стараюсь дочитать до конца. После мне дают право выбрать букву. Вернувшись на место, перевожу дух ещё пару минут.



Ритуал-шоу «После чудес» - спектакль с элементами игры. Его нельзя назвать иммерсивным, так как у актёров есть чётко заданные роли, а у зрителей – эпизодическое включение в процесс. Всё-таки это игра. Игра, где под мишурой мистики, абсурда зашифрованы послание эпохи. Все тексты, которые слышит зрители – расшифровки выпусков программ «Поле чудес» или другие свидетельства важных для страны событий. На «После чудес» зритель одновременно ретрансляторы и свидетели историй. Перед вами – интерактивный музей нашей страны, где вопросов больше чем ответов.

В «После чудес», как и телеигре «Поле чудес», дальнейший ход событий решает случай, а точнее где именно остановится барабан: 400 очков, «сектор приз на барабане» или вы – банкрот. Барабан всё крутится и крутится, участники сменяются один за другим и кажется, что и правда время остановилось: люди всё также передают приветы и умудряются за пару минут рассказать всю жизнь и мечтают попасть в суперфинал и выиграть автомобиль. В эпоху, когда не было Instagram, все мечтали попасть в телевизор и передать соленья в музей капитал-шоу «Поле чудес». Знаете, я больше, чем уверена, что если позвоню в пятницу вечером домой, в трубке фоном будет голос Леонида Аркадьевича. 

P.S. Премьерные показы пройдут 20 и 21 апреля. Подробности

Текст: Дарья Вехтева
Фото: пресс-служба МТЦ «Космос»