«Хочешь моего мяса?»

Каннибализм и самоедство на сцене «Космоса».


В МТЦ «Космос» состоялась очередная громкая премьера. Это спектакль по произведению Яна Фабра «Я=корова». Такие формулировки уже вполне уместны для «Космоса». Премьера действительно получилась яркой.

Перед началом спектакля Юлия Вологжанина, которая в афише наряду с Фабром названа именно автором, а не постановщиком спектакля, предупредила о том, что он будет содержать жёсткие сцены. И в целом вполне может показаться скандальным для тюменского зрителя.

Оказался ли он в итоге таким? Скорее да, чем нет. Начнём с того, что автор текста, который пьесой не является, – акционист (прим.ред. – представитель современного искусства, в художественных акциях которого акцент с произведения переносится на процесс его создания, а автор становится субъектом и/или объектом этого произведения). Произведения современного искусства – обычно настолько личное высказывание, что вряд ли могут однозначно восприниматься и прочитываться зрителями без какого-то пояснения автора. Иначе поле для интерпретаций остаётся слишком большим.

В случае со спектаклем «Я=корова» быстрее будешь думать, что это про ЗОЖ или про стандарты красоты, если не прочтёшь, что произведение посвящено Изабель Юппер. А основная тема его – перфекционизм в профессии. Это разговор о внутренних границах, которые ты готов перейти ради славы, ради признания, ради отличного результата.

Что мы реально видим на сцене? Это моновыступление прекрасной девушки Ольги Кременной. Весь спектакль она на сцене в белье, которое воспринимается, то как спортивная форма, то как довольно эротичный наряд, то как лохмотья, которые остались на ней после всех испытаний, которые она прошла.

Можно выделить несколько тем, которые придают объём повествованию, делая высказывание более широким, чем просто разговор о цене профессионализма и славы.

Ярко выражена тема телесности. Во-первых, мы просто видим перед собой гармоничное и отлично подготовленное тело. Во-вторых, телесности посвящена и немалая часть монолога героини. Она говорит про еду, про то, как она готовит собственную плоть.

Разумеется, сразу появляется и тема эротизма. Актриса говорит вкрадчивым голосом в микрофон, зрители сидят к ней очень близко, и она выходит на контакт с ними.



Не пройти и мимо темы плотоядности/вегетарианства. Это, конечно, не совсем про еду. А скорее про отношение к миру. И в первую очередь к самому себе. Не зря постоянно возникает тема приготовления собственной плоти. Героиня не просто готова выложиться и отдать всю себя какому-то делу, ради того, чтобы подняться на Олимп. Она готова в буквальном смысле скормить себя тому невидимому члену жюри, который должен признать её достойной.

Спектакль интерактивный, есть физический контакт со зрителями. Это всегда спорный момент. Зрители могут быть не готовы к контакту, кто-то категорически не переносит, чтобы их трогали. Ребята все сделали умеренно, не переходя границ.

И один из главных плюсов – уместное использование мультимедийных средств. Чаще всего это бывает по принципу «он хотел и мог». Это действительно смысловой элемент. Он создаёт дополнительную эмоциональную нагрузку, заставляя включаться.

Но если вы из тех, кто ничего не читает про спектакль и произведение перед его началом, то вы останетесь в слишком широком поле интерпретации. И актуализируете скорее какую-то свою тему. Например, тему объективации женского тела. Тема считывается легко. То есть то самое поле интерпретаций всё же остаётся довольно широким. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус.

Вывод: спектакль смотреть стоит. Даже если вам окажется неблизким содержание, это интересная театральная форма, прекрасная работа актрисы, технической группы и т.д.

Следующий спектакль 20 июня в 19.00. Билеты, возможно, уже полностью раскуплены.

Автор: Ксения Шилина