Формирование проектов и сообществ

О городских слоях и методах исследования города поговорили сегодня с Дмитрием Шацковым.

Эксперт разделяет город на слои:

— физические пространства: реки, сады и т д.
— городские субъекты: городская администрация; крупные градообразующие предприятия;
средний бизнес, который старается содержать как можно больше финансового капитала;
малый бизнес, целью которого является выживание, теневая работа, самозанятость.
— городские «пассажиры» — не задействованные в жизни города жители. Их образ жизни — «работа—дом—работа».
— городское медиа. Они как правило не самостоятельны, поскольку получает заказы только от администрации или среднего бизнеса.
— некоммерческие организации и общественные палаты, которые не влияют на город.

Их цель — отсутствие проблемы, но не её решение. Например, проблема бездомных собак - они ловят собак, сдают в приюты, чтобы закрыть отчетность, но не решают саму проблему бездомных собак.
— городские сообщества - люди, объединенные одном интересам. Сообщества не официальны, не имеют постоянного места встречи, добровольцы. Увлечены определённой тематикой, проблемой города. К сожалению, они слабо влияют на развитие города. Причина — плохо налаженная городская коммуникация.
— культурный код — локальные легенды, знаменитые люди и события. Современный код формируют городские активисты.

Прийти к единому решению какой либо проблемы между всеми городскими слоями очень сложно, потому что каждый субъект говорит на «своём языке» и действует в своих интересах.

В конце встречи Дмитрий предложил свой метод исследования города, и вообще любого пространства — метод «рамок». Придумал его Глазычев, а Шацков вместе с коллегами из Центра прикладной урбанистики её доработали. Изучив пространство таким образом, вы сможете накопить информацию, пропустить ее через себя, увидеть города под другим углом.

На что обратить внимание:

— городские аномалии — «что не так лежит». Например, указатели на уже несуществующие магазины, растущее дерево посреди тротуара.
— городская мебель (малые архитектурные формы). Например, лавочки. Изучить их форму, высоту, расположение, число и комфортность.
— визуальная культура, как город общается с жителями. Граффити, их расположение, цвета, указатели.
— общественные пространства (открытые, закрытые и полуоткрытые). Проследить, как люди себя чувствуют, как ходят и ведут себя.
— звуки (пение птиц, шум города или рекламы) и запахи.
Если вы будете использовать метод «рамок» в своих работах — упоминайте, пожалуйста, Дмитрия Шацкова:)