«Живые лица-2019»: любой фестиваль – это встреча с интересными людьми

Этой осенью Тюмень охватила настоящая театральная лихорадка: количество мероприятий о современном театре просто зашкаливает! Первым стал фестиваль, который считается кузницей театральных профессионалов нашего города. Речь о «Живых лицах».

XI Международный театральный фестиваль «Живые лица» проходил в Тюмени с 18 по 20 октября. За 11 лет истории событие выросло от локального мероприятия в Тюменском государственном институте культуры (тогда ещё Академии искусств) до международного фестиваля. В этом году его география расширилась. Из заграничных гостей – театры из Финляндии и Польши, а из российских городов – Челябинск, Когалым, Омск, Тюмень и Москва. Всего зрители увидели 10 спектаклей, два из которых шли вне конкурсной программы. Каждая постановка, по мнению председателя жюри, ведущего театрального критика России, заместителя художественного руководителя «Театра наций» Романа Должанского, это встреча с интересными людьми: 

«Не надо идти на спектакли с опасениями или с надеждой. Надо быть просто открытым, пытаться воспринимать, понимать, что и зачем перед тобой».

Фестиваль молодёжных театров – это про эксперимент во всём: формах, темах, выразительных средствах. Благодаря опыту организаторов получается хороший шорт-лист спектаклей, поэтому расскажем о некоторых из них.

«Несинхронно»

Фестиваль открыл спектакль из внеконкурсной программы – «Несинхронно» от челябинского театра современного танца под руководством Ольги Пона. Театр становился двукратным обладателем Национальной Премии «Золотая маска». Согласно задумке в спектакле на красном линолеуме танцуют только девушки, что, как сказала директор фестиваля Марина Жабровец, очень символично: «Кровь льётся из женщин чуть ли не с рождения и до самой смерти». 


Через танец артисты показывают весь спектр эмоций: чувственность и сексуальность, угловатость и потерянность, поддержку и борьбу. К слову, борьбы в этой работе весьма много. В одной из сцен женщины в начале повисают на чёрных путах, а затем двигаются в рамках своих уз: кто-то упорно тянет вперед, кто-то чувствует себя свободнее и плавно двигается в пределах новых границ. Конечно, в этом можно увидеть метафору на отношения, брак. Но ещё ярче борьба выражена в другой сцене, где танцовщицы в движении отображают борьбу двух воль – мужчины и женщины. 


«Несинхронно» – это исповедь танцовщиц: откровенный танцевальный и словесный монолог. В прошлом году Ольга Пона заметила, что танец – это в первую очередь про чувства, а не про разум. Важно, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на танец. 

«Несинхронно» – это сопереживание и восхищение одновременно. Восхищение тем светом, который исходит от танцующих. На многих из них время отложило свой отпечаток и если в 20 лет главное – «лишь бы не потолстеть», то в 45 лет оставаться гибкой, пластичной и притягательной на сцене – настоящая аскеза, подвиг ради любимого дела. 

«Гуров»

Первый спектакль конкурсной программы от тюменского театра-студии «Группа 208» (режиссёры Элеонора Васильева, Сергей Линдер) – «Гуров» поставлен по рассказу Чехова «Дама с собачкой». 

Дмитрий Дмитриевич Гуров – человек семейный, с взрослыми детьми и при этом страстный любитель женщин. Его роман с молодой Анной Сергеевной начинается для него привычно, по уже отработанной схеме. Но он и не предполагал, что очередное увлечение «низшей расой», как Гуров называл женщин, станет для него роковым. 

Декорации - грубые полотна, похожие паруса, качели, множество пластиковых бутылок с посланиями внутри – всё это напоминает нам о море и делает его почти осязаемым, ведь мы его видим и слышим.  

Сергей Линдер, сыгравший Гурова, показал трансформацию героя от курортного ловеласа до растерянного человека, который будто очнулся от сна и понял, что поезд его жизни летит не туда. Как отметил директор Тюменского драматического театра Сергей Осинцев, его удивила лёгкость, органичность существования Линдера на сцене, какую редко увидишь у профессиональных актёров. 


Коллектив театр-студии «Группа 208» сделал постановку с уместной иронией и цирковыми отсылками. У «Группы 208» аристократичная Анна Сергеевна во время знакомства с Гуровым бежит за брошенной им бутылкой, как собачка. Актёрам можно, как в детстве, дуть в горлышко пустой бутылки и представлять, что это музыка. Им можно с восторгом кататься на качелях и наслаждаться мгновением счастья пока жизнь не вернулась к привычному ритму, перестав быть сказкой.


Председатель жюри и заместитель художественного руководителя «Театра наций» Роман Должанский назвал «Даму с собачкой» – золотым слитком русской литературы и образцом того, как надо писать, не используя лишних слов. Чехов, в силу своей работы патологоанатомом, «писал скальпелем», то есть холодно, трезво и без иллюзий создавал своих персонажей. 

Спектакль получил два спецприза за лучшую сценографию и лучший актёрский ансамбль.

«Сахарная вата»



«Сахарная вата», которую Александр Гурвич поставил театральной компании «Окоём» (Екатеринбург), неслучайно получил от жюри спецприз за юмор в хореографии. Екатеринбуржцы решили «объяснить» непонятный для неподготовленного зрителя современный театр, поэтому сначала показывали движения или танец, а затем его комментировали. 

«Обнажёнка в начале» - для привлечения внимания, обязательны соло и дуэт мальчик-девочка, которые танцуют про встречи, расставания, встречи, расставания и так по кругу. Конечно же присутствовал повтор мизансцены, дабы добавить глубины происходящему. А самое главное – это сценический костюм. Танцовщики «Окоёма» вышли на сцену в мягких пижамах в стиле зверюшек и это – мощная метафора. 


Откровенный стёб выражался не только словесно, но и движениями – нарочито преувеличенными, утрировано драматичными. Да-да, танцовщики готовы сделать всё, что угодно, лишь бы постановка была «современной и концептуальной». И это правда смешно, потому что пару лет, выходя со спектаклей и спрашивая знакомых театралов мнение о каком-нибудь хореографическом спектакле получала лишь: «Ну… это хоряга». Поэтому умение посмеяться над самими собой подкупает и 30 минут спектакля пролетают за мгновение. 

«Летели качели»

Гран-при по праву забрал пермский камерный театр «Новая драма» за спектакль «Летели качели» по пьесе К.Стешека (режиссер – Марина Оленёва). Сами пермяки говорят про себя, что они – люди с большим размахом души и, как правило, очень общительные. Размах и ощущение будто мы все давно знакомы на протяжении всего действа. 

Главному герою Стасу – точно за 30-ть, и действие открывается его первой встречей с 16-летней школьницей с сайта с ником Dark moon. Стас со школы фанатеет по Егору Летову (группа «Гражданская оборона») и до сих пор говорит цитатами из его песен. У него есть жена, которую, мягко говоря, не устраивает, что он выпивает, дети тоже есть. Стас даже работает штамповщиком на заводе, а про зарплату отвечает, что «на алименты хватит».


Есть друг, такой же поклонник Летова и его зовут «Егор, который Андрей», потому что он менял имя из-за кумира. Стас постоянно ностальгирует по «сигаретам Бон со вкусом шариковой ручки», по косухам, булавкам, значкам и по тем смыслам, которые они с другом ловили в песнях в пьяном угаре, когда им было 16. Вроде бы взрослый мужчина продолжает бояться отца и ведет с ним разговоры возле его больничной койки. 

«Ты меня никогда не бил, но ломал реальность вокруг меня», – говорит Стас, имея в виду психологическое давление, когда отец запрещал слушать Летова и выкидывал все связанное с группой. И как пел Летов «сапог передавит тебя пополам».


Егора Летова сейчас любят цитировать, его песни до сих пор обсуждают на кухнях и в его честь переименовали аэропорт в Омске. Конечно, спектакль пермяков соткан из его текстов и голоса. С Летовым есть ещё ассоциации – психоделия и наркотики, поэтому в «Летели качели» периодически появляются инфернальные персонажи (женщина, которая одновременно работает официанткой в питейном заведении и в больнице, а ещё она мама школьницы).

Психоделия распространяется и на элементы видео-арта в переходах между частями спектакля: то черно-белое месиво то ли текстов, то ли птиц, то разноцветный свет, как в дискотеке 80-ых и 90-ых. Динамики добавляет и сама сцена: она выполнена в виде круглой качели, которую мы в детстве называли «тошниловка». «Качели летят» и перемещают нас в разные локации неназванного города в России.


Одна из главных изюминок – сама пьеса. Сейчас модно сохранять «живую речь», но редко где это выходит так взаправду. Стас и его собеседникам слышится часто саркастичное «я по-русски сказала...я по-русски услышал» или «тебе чай, а мне нечай, договорились». Живость речи помогает раскрыть и сделать похожим на исповедь историю фаната Стаса, да и в целом образа всех фанатов в целом. Стас считает, что родители являются ему родителями только по физиологии, а «материя из которой он сделан» – это Летов и «Гражданская оборона». 

«Говорю про Летова, а в итоге про себя», – делает вывод главный герой, размышляя о том, как поклонники погружаясь в жизнь звезды, в итоге, находят себя. Певец может выразить в музыке точно то, что испытывает фанат или обладать теми качествами, которых как раз не достаёт подростку. «Летят качели моей жизни, да всё как-то без меня», – слова Летова, лучший эпиграф к спектаклю и квинтэссенция состояния героя и его оторванности от реальности.


Текст написан Дарьей Вехтевой для Moi-portal.ru

Фото: предоставлено организаторами фестиваля