Мнения разделились. Кто-то видит проблему в отсутствии кадров, кто-то – в образовании, а кто-то считает, что их нет вовсе. Так, режиссёр и сценарист фильма о чеченском враче из Европы «Хэллоу, Грозный» Шамиль Агаев уверен, что для создания хорошего кино нужно просто писать качественные сценарии:
«Мне кажется, что у тюменского кинематографа нет проблем. Это не сложнее, чем в любом другом регионе. В том, что у нас нет индустрии, есть и свои плюсы: несложно уговорить команду поработать бесплатно, потому что сам факт съемки – это уже событие».
Режиссёр и сценарист спортивной драмы «Панчер» Михаил Музалевский не согласен с высказыванием Шамиля Агаева. Во время съемок его команда столкнулась с несколькими проблемами, в том числе и финансовыми.
«В прошлом году мы выиграли грант от центра развития региональных медиа и кино «Медиаполис». На эти деньги мы сняли 40% фильма о боксере из сельской глубинки, но для боевых сцен денежных средств не хватает, поэтому сейчас наша лента нуждается в поддержке зрителей. Всего нужно 480 тыс. руб., сейчас собрано 76 тыс. руб.», – отмечает Михаил Музалевский.
По мнению режиссёра, провалом становится и отсутствие нужных навыков у художников по свету, звукорежиссеров, режиссеров, продюсеров, сценаристов и других людей, напрямую или косвенно связанных с тюменской киноиндустрией.
«Если в области появляются достойные ребята, то они сразу же перебираются в Москву или Питер, потому что не видят здесь перспектив в своем развитии. Из-за этого уровень нашего кино заметно страдает. Гармонично развиваться тюменскому кинематографу мешает отсутствие образования, а это нужно, чтобы люди могли углубиться в профессию и поработать в командах, разобраться в технике», – говорит режиссёр.
У кинообразования в Тюмени сегодня и правда очень много проблем связанных с отсутствием кадров. Вузы города не выпускают дипломированных специалистов и тем, кто хочет заняться кинематографом приходится учиться самостоятельно. Именно такого мнения придерживается продюсер центра Baza Андрей Зубов, который уже успел поработать над крупными проектами Всероссийского масштаба («BEEF: Русский хип-хоп»).
«Всё это нужно для того, чтобы научиться говорить на языке кино: понять какие люди нужны в команду, как воспитать этих специалистов. Здесь свои принципы работы, свои правила. А ещё наш рынок сформирован сферой развлечений, поэтому кадры, которые получают образование или как-то развиваются в креативной среде слишком привязаны к индустрии развлечений, а точнее – к свадьбам. Отсюда выходит их профподготовка», – добавляет Андрей Зубов.
Для того, чтобы индустрия заработала, считает продюсер, в ней должны появляться профессионалы своего дела. Например, дистрибьюторы – они отправляют готовый контент зрителю и помогают на этом зарабатывать. Но пока их нет, режиссёры, по мнению Зубова, продолжат «создавать фильмы в стол».
И тем не менее общий прогноз о судьбе тюменского кино он назвал весьма оптимистичным: «Мир проходит цифрофизацию и платформы для кино, которые есть уже сейчас, говорят нам о том, что дальше развитие кинематографа будет продолжаться. Очевидно, что после таких проектов как «Звоните Ди Каприо», да и вообще всего, что сейчас делает ТНТ-PREMIER, скоро будет нужен локальный, недорогой в производстве контент и его надо будет очень много. В этом плане регионы – отличное конкурентное преимущество нашей киноиндустрии, потому что мы ещё не испорчены деньгами, у нас нет заоблачных прайсов, но у нас есть голод. Мы хотим рассказывать о своих историях».
Текст написан Одиной Зохидовым для Moi-portal.ru