Антон Закроев: «Стрит-арт — проверка характера художника»

В начале октября тюменский художник Антон Закроев подарил Тюмени стрит-арт, который отлично вписался в городскую среду. В беседе с нашим журналистом он вспомнил, как хип-хоп повлиял на его творчество, как реальные пацаны посёлка Боровский защищали его первый стрит-арт, а также о том, как приобрёл новый стиль, в котором он сегодня создаёт новые проекты.

В разговоре Антон сообщил, что еще летом работал графическим дизайнером в Салехарде, но любовь к Тюмени оказалась сильнее и ближе к осени он вернулся в родной город, чтобы здесь заниматься, как и раньше, творчеством, а также найти своё главное призвание.

«Рисовать я начал примерно в 13 лет. До этого совсем не увлекался этим видом искусства и у меня не было художественного образования. Моей первой масштабной работой был вовсе не стрит-арт, а популярное на тот момент граффити на стенах, которые мы создавали вместе с другом Андреем Ростовщиковым. Отмечу, что замысловатыми надписями, необычными шрифтами на стенах мы начали увлекаться после того, как случайно попали на фестиваль уличных художников. Нас очень пленили работы участников, процесс их создания и, как оказалось, надолго», — рассказал тюменский художник.


Известно, что граффити имеет прямое отношение к хип-хопу. Наш герой также интересовался новым на тот момент западным веянием культуры:

«Хип-хоп с каждым днём набирал стремительную популярность среди молодёжи. Начинающие художники рисовали шрифты, придумывали что-то своё, оригинальное. Тогда мы мало что понимали, но все равно старались каким-либо образом самовыразиться, заявить о себе городу. Будучи полными дилетантами в граффити, мы нашли единственный в Тюмени магазин, в котором продавались журналы CODE RED и Urban Roots. Эти издания об одном из столпов хип-хоп-культуры окунули нас в мир андеграунда. Несмотря на то, что стоили они недёшево, мы откладывали деньги и покупали. Именно благодаря этим журналам узнали о художниках современного направления, стилях, о том, как граффити развивается в крупных городах России».


В этой истории не обошлось без музыки, которая имела особенное место в становлении нашего героя, как художника. По его словам, они очень хотели быть частью хип-хоп комьюнити и поэтому создание новых работ на стенах частенько сопровождались под треки 2Pac, Mobb Deep, Ice Cube и других мастодонтов субкультуры.

«Мы практиковались на заброшенных зданиях, чтобы никого не напугать и не получить замечание от взрослых. Рисовали и в городе, пробовали теггинг, бомбинг. Здесь следует понимать, что подростки именно с этого и начинают свой путь в искусство. Многие считают, что теггинг — это непонятные каракули. На самом деле именно так художник начинает чувствовать, как ложится краска на поверхность. Только в процессе он узнаёт, что существуют разные виды давления, насадки, ширина струи баллона. Всё, как и во всем, приходит методом проб и ошибок», − подчёркивает Антон.

Работа Антона, выполненная в Салехарде

Граффити, теггинг и бомбинг Антон больше не рисует, однако не перестаёт считать эти течения искусством, у которых тоже есть свои ценители. Сегодня он создаёт по-настоящему зрелищные проекты. К примеру в октябре этого года он завершил свой новый стрит-арт, который был высоко оценен горожанами разного возраста. Но в настоящий момент рисунок закрыт рекламным баннером. Подробнее об этом здесь.

«Единственное я всегда был против того, чтобы молодые художники портили своими рисунками памятники архитектуры, культурные наследия», − добавляет художник.

Как рассказывает тюменец, создавать масштабные арт-объекты на стенах — недешёвое удовольствие, требующее большого терпения и жертв. К примеру, герой нашего материала не тратил деньги, которые ему в детстве давали родители на мороженое. Он их откладывал на баллоны с красками.

«Интересно сколько килограммов пломбира я не съел из-за тяги к искусству?», — с улыбкой задаётся вопросом художник. 

Стрит-арт в посёлке Боровский

Один из первых рисунков, ставшим самым масштабным, был создан Антоном и его другом в поселке Боровский. Проект в длину составлял около 12 метров, а в высоту – 3 метра. Автор этого арта вспоминает, что она далась им очень непросто.

Вообще стрит-арт, по его мнению – это некий вызов самому себе. Проверка своих нервов, характера и терпения на прочность:

«Часто мешает неблагоприятная погода. Если при небольшом дожде еще можно работать, то при ливне этого делать не стоит. Дело даже не в боязни промокнуть, а в том, что в процессе краска никак не ложится на поверхность и стекает по ней. В дождливые дни нам приходилось иногда ночами не спать или вставать очень рано, чтобы успеть поработать несколько часов до того, как снова начнётся дождь. Таким образом стену в Боровском мы оформляли две недели. При хорошей погоде у нас был график с 10 утра до 10 часов вечера. Мы с другом сами устанавливали себе такой рабочий день. Рисовали с одним перерывом на обед, который длился 1,5-2 часа».


Интересно, что созданию рисунка в посёлке Боровский угрожала не только погода, но и местные хулиганы. По словам автора, когда проект был выполнен на 90%, они ушли на обед, а по возвращению обнаружили испорченный стрит-арт.

«Кто-то взял и написал по всей площади чёрной краской всяческие ругательства. Конечно, это расстроило нас, но сдаваться, опускать руки мы не собирались. Тут же начали размышлять, как исправить всё. Принимаясь к реставрации, мы боялись только одного – теперь нам может не хватить краски, чтобы быстро всё переделать».

Примечательно, что среди боровских парней были как хулиганы, так и истинные ценители искусства, рассказывает Антон:

«На испорченный рисунок вместе с нами наблюдали местные пацаны. Неравнодушные ребята интересовались, наша ли это работа, кто испортил и так далее. Затем несколько из них отправились на поиски вандалов, а двое решили остаться на страже нашей творческой деятельности. Тогда нам казалось, что такие реальные пацаны не испытывают особой симпатии к искусству, но на деле оказалось совсем иначе! Добавлю, что после этого случая парни охраняли рисунок до его завершения».

Тюменский проект, который можно найти на улице Союзная, 135 А

В настоящее время Антон Закроев пробует создавать стрит-арт в новом стиле.

«После армии я переосмыслил свое творчество. Раньше вкладывал в свои работы какой-то смысл, философию, чтобы человек мог подумать, сделать определенные выводы. Со временем заметил, что сам устал от этого и начал на первый план выносить стиль, цвет и эмоцию. Некоторые элементы нового формата я перенял из графического дизайна, которым занимался продолжительное время в Салехарде. Считаю, что круто, когда можно взять что-то из других областей деятельности. Возникает некое перерождение, переосмысление своего творчества», − делится тюменский художник.

Он также добавил, что те, кто любит и ищет скрытый смысл в творчестве, могут оценить работы таких современных художников как Илья Мозги, Тимофей Радя. Они, по словам Антона, создают стрит-арт текстом, в который закладывают чёткие послания для людей.

Одна из последних работ Антона на холсте

«Стрит-артом я занимаюсь преимущественно летом, когда хорошая погода и не хочется сидеть дома. Поздней осенью, зимой и весной я рисую уже на холсте. Кстати, очень интересно экспериментировать с масштабами, когда ты от стены переходишь к холсту. Первое время даже бывает непривычно переносить идею на такую маленькую площадь. Некоторых это может удивить, но работа на холсте занимает гораздо больше времени, чем создание рисунка на стене на улице. Стрит-арт, к примеру, можно сделать за 1,5-2 недели, а вот на холст уходит от 1 до 2 месяцев, при работе вечерами и ночами», − рассказал собеседник.

Кроме изобразительного искусства Антон увлекается фотографией, следит за трендами в графическом дизайне, с интересом наблюдает, как с течением времени меняется дизайн книг и периодических изданий. Стоит отметить, что интерес к последним у него не с проста — молодой тюменец успешно закончил Тюменский государственный университет, где получил диплом бакалавра Издательского дела.


«Не так давно я побывал в Японии. Там я специально выбрал время, чтобы походить по книжным магазинам, оценить дизайн, вёрстку, посмотреть на оригинальные манги. В этой стране все совершено по-другому и это отличие очень пленит и завораживает», − поведал тюменский художник.

На сегодняшний момент Антон Закроев планирует продолжать заниматься стрит-артом, оформлением помещений, различных заведений города, работать с заказами организаций. Тюменец готов экспериментировать, пробовать новое.

В одной из наших предыдущих статей, которая была посвящена стрит-арту города, мы искали определение этому виду искусства, пытались вместе с Дмитрием Зелениным определить характер тюменского художника и как вывод – понять, а есть ли в Тюмени стрит-арт?

В качестве итога для этого материала мы также решили поинтересоваться мнением Антона, что он думает по поводу этого, есть ли в нашем городе это направление изобразительного искусства:

«Я считаю, что нет. Многие рисунки в городе сводятся к коммерческим заказам, рекламе. Это нельзя называть стрит-артом. Хотелось бы, конечно, чтобы было больше художников, которые не боятся экспериментировать, выходят на улицы и творят. Холст — это классно, лист A4 тоже замечательно, но лучше всего, когда художники двигаются в ногу со временем и в городе появляются всё больше уникальных, заслуживающих внимания работ».