«Ты — не попрошайка»: готовимся к собеседованию и развеиваем страхи - Мой-портал.ру

«Ты — не попрошайка»: готовимся к собеседованию и развеиваем страхи

«Ты — не попрошайка»: готовимся к собеседованию и развеиваем страхи
Ты ищешь работу? Редакция Moi-portal.ru сделала подборку рекомендаций от тюменских психологов Ирины Данилевской и Марии Молчановой. В статье ты узнаешь, как пройти собеседование успешно, какие для этого существуют приемы, и как правильно себя презентовать.

Собеседование — это несерьезно?

Психологи утверждают, что собеседование — это встреча двух равноправных сторон. Вы не проситель, а профессионал, которым заинтересовался работодатель. У каждого своя мотивация: работодателя что-то привлекло в тебе, а ты, на основе его предложений, уже решаешь, принимать его условия или нет.

Не стоит к собеседованию относиться излишне серьезно. Это социальная игра, в которой, чем легче ты себя чувствуешь, тем больше очков набираешь. Если ответ будет отрицательным, ты не расстроишься, потому что изначально не придавал собеседованию глобальное значение.

Бояться нельзя успокоиться

«Успокойся» — худшее, что можно посоветовать, если человек волнуется перед собеседованием, считают психологи. Лучше убедить его в том, что волнение вызвано радостью. Язык тела почти одинаково выражает восторг и тревогу, однако с разными оттенками — позитивным и негативным.


Главную роль играет презентация профессиональных качеств

Перед интервью стоит продумать, как и о чем рассказывать. И обязательно предположить, какие вопросы могут задать тебе, и о чем хотел бы спросить ты. Будучи подготовленным, страха перед неизвестностью не будет, ведь ты уверен в себе и своих действиях.

Важно понимать, что ты не единственный кандидат, в котором нуждаются. Поэтому рекомендуется психологический прием: представьте себя товаром, который нужно выгодно продать той или иной компании. Что ты? Какими качествами обладаешь? Для каких целей тебя создали? Почему ты, как товар, лучше других? Как правильно себя подать?

Разбираем ошибки

Мария считает, что вести себя нужно естественно, а умудриться понравиться, изучая специальную литературу — не нужно. Ирина же приводит несколько рекомендаций и психологических приемов.

➤ Помни про первое впечатление, которое возникает примерно в течение семи секунд. Как бы это банально ни казалось, но главное — улыбка, уверенные движения, четкая речь, опрятный вид (прим.ред.: Марина солидарна в этом и утверждает, что опрятный вид, соответствие одежды стилю компании — прописные истины любых собеседований).

➤ Подбирай выражения грамотно. Например, не «я еще нигде не работал», а «мне интересна эта профессия, поэтому я изучал необходимую литературу и проходил курсы, стажировку в одной из компаний».

➤ Заранее продумай невербальное поведение. То, с какой интонацией говоришь, в какой позе находишься,  какое выражение лица. Неуверенность или иное внутреннее состояние передает твое тело и мимика (прим.ред.: более подробно об этом можно узнать в книге «Новый язык телодвижений» Аллана и Барбары Пиз).



➤ Ты — не попрошайка. Просьба «возьмите меня», — у кого-то вызовет презрение, у кого-то сочувствие.

➤ Используй активные глаголы. Например, «я знаю..., я умею..., я владею...». По мнению Ирины, глаголы с действительным залогом делают речь легкой и убедительной, акцентируя внимание на преимуществах.

➤ Презентация твоих достоинств, скорее всего, выглядит так: «я ценный работник и профессионал». Попробуй сказать иначе: «Коллеги говорят, что я ценный работник». А далее расскажи конкретный случай, который произошел на прошлой работе, где твоя ценность проявилась. Например, перед увольнением ты произвел крупную сделку.

Почему ушли с прошлой работы?

Редакция также попросила у психолога Ирины Данилевской рекомендации о том, как правильно отвечать на часто задаваемые вопросы. По ее словам, нужно отвечать нейтрально, без агрессии или негатива в сторону начальника, коллег. Формула: причина + положительный факт. Например, можно сказать: «Я ушел, потому что не было карьерного роста, но я приобрел полезный опыт» или «меня не устраивала заработная плата, однако у меня остались хорошие отношения с коллегами и начальством».

В анкете или на собеседовании просят назвать свои минусы. Твоя задача каждый минус превратить в плюс. К примеру: «нет опыта работы, но заинтересован в приобретении» или «я застенчивый, но покладистый».


Могут спросить о личном досуге или хобби. На самом деле, самодостаточный и развитый человек умеет и работать, и отдыхать. Расскажи о своих увлечениях воодушевленно и о том, как на это реагируют окружающие. Например, ты рисуешь картины и даришь их близким.

Уловки работодателя

Бывает, что работодатель устраивает некоторое тестирование уже в приемной, а не на встрече в кабинете. Вопрос «Желаете выпить чай или кофе?» — как проверка: умеет ли человек выбирать, знает ли он, чего хочет.

На самом деле, работодатель, чтобы найти некую изюминку в соискателе, может изощряться так, как ему вздумается. Твоя задача состоит в том, чтобы не растеряться и оставаться уверенным.

Много собеседований — это хорошо или плохо?

Оба психолога уверены: плохо, если это всё, что попалось; плохо, если вы не знаете, что вам нужно. 

Чтобы предупредить пагубное воздействие, психологи рекомендуют спросить себя — действительно ли это интересно, знаешь ли куда идешь и, прочитал ли ты достаточно информации об этой компании? На собеседованиях, как и на другой деятельности, предполагающей интеллектуальное и моральное напряжение, тратится определенная энергия, и от переизбытка можно подорвать психическое здоровье. Поэтому над каждым предложением подумай: что бы ты хотел привнести в эту организацию, какое вознаграждение и опыт получить взамен.


Текст написан Олесей Гордиенко для Moi-portal.ru