К чему ведет чтение классики

Так уж получилось, что классическая литература ассоциируется у человека со школой, в особенности, если речь заходит о русской классике. Из-за школьных уроков литературы, когда учитель говорит непонятными метафорами, требует прочесть какое-то произведение за неделю и пытается добиться «правильного» анализа от ученика, происходит отторжение школьной программы. Школьники лезут на сайты с кратким содержанием и с критическими статьями, чтобы пересказать чужие мысли и получить свою оценку. Если я скажу, что никогда таким не грешила, то это будет моя самая глупая ложь.


Люди бывают разными: одни всю свою жизнь не берут в руки книги, потому что им попросту не интересно, а другие читают взахлеб, погружаясь целиком в написанное (я привела лишь две крайности для примера). Книги можно воспринимать как хобби, благодаря которому можно отвлечься от проблем и приятно провести вечер. Разные книжные жанры имеют свои задачи. Я не буду говорить о различиях массовой и элитарной литературы, думаю, это и так понятно даже на интуитивном уровне. Хочу лишь разграничить, о чем дальше пойдет речь. Сейчас много массовой литературы, которая выступает как «жвачка для мозга». Читая такие книги, не нужно особо задумываться о происходящем, твоя цель — получить эмоции, ради которых ты эту книгу и взял в руки. Это не плохо и оскорблять за чтение такой литературы — неправильно. Как и все в нашем мире, она бывает разной: какая-то хуже, а другая лучше, поверхностная и глубокая литература и так далее. В массовой литературе тоже существует то, о чем мы сейчас поговорим, но четко ограничу: в дальнейшем будем говорить о классике.


Классическая литература воспринимается как что-то духовное, интеллигентное и высокое. Конечно, есть в ней эта одухотворенность. Утверждать обратное я не посмею, но классика дана всем, кто к ней тянется. Читать ее полезно, хоть иногда она и выбивает из привычной жизненной колеи, заставляя рефлексировать ночами. Зачастую спасателем и палачом в классике выступает психологизм. Уверена, что читающий человек знает то чувство, когда в груди что-то сжимается при осознании единения с персонажем. Мы понимаем его поступки, нас посещают такие же мысли, он чем-то похож на нас характером и поэтому мы сопереживаем ему больше всего.

Вывод, который можно сделать, читая классическую литературу — человек не меняется. Все вокруг нас преобразуется, мир стремится к прогрессу, но человек статичен. Все те же потребности, те же мысли, та же психология. С одной стороны мы полностью понятны, но с другой – нас никогда не изучат полностью. Человек противоречив и в тоже время прост до безумия.


Одним из моментов, когда я поняла, что человеческие мысли одинаковы и в девятнадцатом веке, и в двадцать первом — был диалог князя Мышкина и Аглаи из романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: «… знаете ли, что я сама раз тридцать, еще даже когда тринадцатилетнею девочкой была, думала отравиться, и все это написать в письме к родителям, и тоже думала, как я буду в гробу лежать, и все будут надо мною плакать, а себя обвинять, что были со мной такие жестокие…».

Прочитав, что сказала Аглая, я рассмеялась и вспомнила не только себя в этом же возрасте, но и все шутки в интернете на эту тему, коих немало. Скорее всего, вы тоже узнали себя в этих строках, ведь «человек не меняется». Достоевский известен своим психологизмом, и чем больше его произведений читаешь, тем больше убеждаешься в мастерстве автора, проникаясь его персонажами.


Именно о психологизме я и хотела с вами поговорить. Лично мое убеждение в том, что психологизм в полной мере можно почувствовать именно в классике, ведь это те истории, которые проверены временем и сохраняют свою актуальность до сих пор. Для начала, что же такое психологизм? Обратимся к труду А. Б. Есина «Психологизм русской классической литературы»: «Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это делает человек в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом».

А для чего нам читать про себя же? Чтобы познать.


Мы постоянно ищем ответы на различные вопросы: кто мы все такие? Кто я такой? Почему мы живем? Для чего мне идти на работу, когда я просто маленькая песчинка в огромном необъятном космическом пространстве? Зачастую, задумываясь о своей жизни, мы впадаем в некое состояние бессмысленности бытия. Мы теряем себя, теряем смысл происходящего, прошлого и будущего. Но от этого привычное движение жизни не останавливается; все идет своим чередом и на нас этому времени все равно. В психологизме героев мы находим ответы на свои вопросы, можем понять для себя что-то очень важное, что откроет новые границы наших мыслей.



В то же время мы читаем не только свои мысли, но и попадаем в голову других людей. Их размышления вложены в тех героев, с которыми ты не можешь себя ассоциировать. Но это ведь помогает лучше понять человека и почерпнуть для себя новое видение. Мы читаем различные жизненные сценарии, с которыми можем как столкнуться, так и обойти их стороной. Интересен вариант развития этих событий. Герои, проходя свой жизненный путь, делятся с читателем своим опытом. Однажды моя преподавательница сказала такую мысль: «история циклична, и чем больше я читаю, тем больше в этом убеждаюсь. Все идет по одному и тому же кругу, по которому человеческие поступки ведут историю». И для того, чтобы увидеть эти закономерности, чтобы понять суть, которая устроит лично вас, следует читать классику.



Скажу вам такую банальную вещь: сколько людей, столько и мнений, а сколько мнений, столько и книг. И классической литературы настолько много, что каждый сможет найти что-то себе по душе: сюжет, который сможет зацепить, персонажей, в которых вы нуждаетесь и мысли, которые искали уже давно. Чтение классики ведет к разрушению чего-то старого и созданию чего-то нового в самом себе. И если вы действительно хотите окунуться в психологизм и порефлексировать, то стоит начать читать в удовольствие, отложив краткое содержание и открыв книгу, как однажды сделала и я, окунувшись в мир серого Петербурга, в котором произошло преступление одного человека и его же самонаказание.


Автор: Екатерина Бакланова