Последние 3 года фейковые материалы стали практически неотъемлемой частью современного медиаполя. Основательно об этом явлении СМИ заговорили в 2016 году, во время выборов президента США. Практически все толки во время предвыборной кампания Дональда Трампа связаны с фейками в социальных сетях, и более того, они не утихают по сей день. Даже сегодня можно без особых усилий найти информацию об очередном раскрытом кейсе про фейк во время выборов: о вмешательстве России, киберпреступности, сфабрикованных результатах и так далее. Уже тогда можно было утверждать, что недостоверная информация имеет очень сильное влияние на общество, а сейчас это особенно актуально.
Пандемия коронавирусной инфекции стала наиболее ярким примером действий, противодействий и последствий влияния фейков. Можно с уверенностью утверждать, что именно она является наиболее наглядным прецедентом широкого и опасного распространения фейков, потому как информация, содержащаяся в фейке могла касаться лечения и профилактики вируса, что бы повлекло за собой серьезные последствия для организма.
Количество распространенных фейков во время пандемии несоизмеримо с тем же 2016 годом. По заверениям Генпрокуратуры, в начале 2020 года количество недостоверной информации увеличилось в 10 раз, а в 2022 в 6 раз по сравнению с прошлыми годами. Но чем может быть обусловлен подобный рост?
Основная причина быстрой распространенности фейков это социальные сети. Они позволяют пользователям быстро и легко поделиться информацией с широкой аудиторией. Кроме того, алгоритмы социальных медиа склонны показывать пользователю контент, который наиболее вероятно заинтересует их, что может привести к тому, что фейк будет распространяться с еще большей скоростью. Также важным фактором является отсутствие проверки информации в социальных сетях. Уровень фактчекинга в них очень низкий, из-за того, что в них публикуется контент, созданный людьми, и он не всегда проверяется на достоверность. Многие пользователи интернета не обращают внимания на источник информации и не проверяют ее на правдивость, что также способствует быстрой распространению фейков.
Конкретно на примере пандемии, на это повлияло множество факторов, однако, основным является то, что фейк по своей природе – слух, а потому и все присущие слуху характеристики применимы и на фейк.
Будучи слухом, фейк имеет легкую для запоминания форму, и преследует цель распространиться как можно дальше, чтобы изменить общественное мнение. Благодаря тому, что слухи чаще всего люди узнают от близких знакомых, фейк получает характеристику инсайдерской информации, то есть той, которая намерено или же нет, но скрывается от лишних ушей, чем и активно пользуется, мимикрируя под подобное сообщение. Такая информация автоматически обладает большим кредитом доверия, нежели иная форма ее представления.
Еще одна важная характеристика, которой обладает фейк – это апелляция к эмоциям. Будучи подвергнутым критическому мышлению, практически любой фейк не найдет отклика у аудитории, поэтому ему необходимо максимально быстро заинтересовать читателя. Это может быть сделано за счет кричащих заголовков, или крайне резонансной информацией, и даже если та будет практически абсурдной, она вызовет те или иные эмоции, что станет катализатором для действия: заставит человека скорее поделиться этой информацией с близкими, или подвергнуть ее критике, если она была в соцсетях, а активное обсуждение в комментариях продвинет этот фейк за счет алгоритмов, тем самым его увидят больше людей.
Однако подобное явление не могло оставаться без внимание долгое время, потому со стороны правительства были произведены своевременные действия по внесению поправок в Федеральные законы, а также развенчанию фейковых материалов. Официальные СМИ, специализированные сервисы и официальные источники информации на протяжении всей пандемии опровергали недостоверную общественно значимую информацию, тем самым уменьшая влияние фейков на общество.
Таким образом, фейки активно распространяются в значимые для общества времена, с целью изменить общественное мнение, за счет формы слуха, которая позволяет ему обходить критическое мышление, также почти любое взаимодействие с фейком, кроме изолирования, имеет шанс увеличить аудиторию, которая его увидела, что лишь усугубит ситуацию. В противовес этому, официальные источники информации и специальные сервисы занимаются развенчанием фейков, что снижает уровень угрозы. Важно также отметить тот факт, что активное взаимодействие с фейками может помочь людям развить некий иммунитет, который в той или иной степени позволит снизить уровень угрозы со стороны недостоверной информации.