Мы часто слышим фразу «незнание закона от ответственности не освобождает». И с этим нельзя не согласиться. Возможно, некоторые думают, что знать каждый закон (тем более, их так много) хотя бы чуть-чуть совсем не обязательно, что без этой информации спокойно можно прожить. Но! Без знания законов попасть впросак – раз плюнуть. И случиться такое может каждый день, казалось бы, на ровном месте. Один из ярких примеров — закон «О защите прав потребителей». Ведь человек ежедневно заходит в магазин, чтобы что-то приобрести. То есть, вступает в отношения продавец — покупатель, производитель — потребитель. И нередко при этом возникают конфликты, порой с неприятным исходом. Почему так происходит? Может, потому что мы не знаем о существовании своих прав, следовательно, не можем проконтролировать их соблюдение. А может потому, что не можем представить себе, какую практическую пользу приносит знание и умение применить закон. Обратимся к конкретному примеру: совсем недавно одной из жительниц нашего города Татьяне пришлось с боем настаивать на соблюдении продавцами закона «О защите прав потребителей».
Кто же все-таки прав? Ситуацию прокомментировал председатель Тюменской региональной молодежной общественной организации «Молодежное общество защиты прав потребителей Северный стандарт» Максим Рошка.
Теперь стало ясно, на чьей стороне закон. Соответственно, никаких разногласий и каких-либо противоречий не должно было быть. Мы связались с администраторами магазинов «Лента», «Карусель» и «Оптима» и спросили у них, бывают ли такие случаи, когда стоимость товара на ценнике не соответствует стоимости товара на кассе. А если такие случаи все-таки бывают, к каким действиям прибегает администрация магазина.
В магазине «Оптима» отрицают саму возможность существования таких инцидентов. То ли по незнанию, то ли по какой-то другой причине. А мы говорим о ситуации, случившейся с покупательницей Татьяной не с целью кого-то обвинить или «вывести на чистую воду». Она — только пример, который на практике показывает: решение проблем, возникающих в отношениях купли-продажи, в большой степени зависит от нас. Зная свои права, мы можем решить их в свою пользу, опираясь на закон.
Максим Рошка по нашей просьбе рассказал о других популярных поводах для конфликта между продавцом и покупателем. Один из них — камеры хранения в супермаркетах.
Еще одна частая причина возникновения проблем — фотографирование и видеосъемка в магазинах.
Следующий провокатор конфликтов — некачественный товар.
Нередко поводом для споров является порча покупателем товара до его покупки.
Определенно правовую культуру нужно повышать. Без вашего желания и понимания значимости знания потребительских основ ничего не изменится. Возникновения неприятных ситуаций, обмана со стороны производителей и продавцов можно избежать лишь одним способом. Нужно ознакомиться с теми возможностями каждого из нас, которые закреплены в законе «О защите прав потребителей».
Если же ваши права были нарушены, вы можете обратиться за помощью по следующим адресам:
2. Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области