24 апреля в Тюмени стартовал второй день областной студенческой весны. Хореографы, танцоры, актеры показывали свое мастерство на пяти творческих площадках города. Участников любой номинации объединяло то, что все они без ума от творчества. Именно эта фраза стала главным слоганом XVII фестиваля «Областная студенческая весна». И только одна категория конкурсантов ну никак не подходит под общий формат. Участники интеллектуальных игр, может, и творят, но точно не без ума.
Интеллектуалы всегда держатся особняком. Не так ярко одеты, как остальные участники студвесны, молчаливые и со своеобразным чувством юмора. Зрителей на их площадке нет. Согласитесь, команды, несколько часов (с небольшими перерывами, естественно) сидящие за столом – зрелище не самое востребованное. Несмотря на то, что в рамках фестиваля данная номинация проходит всего второй раз, можно с уверенностью сказать, что она набирает популярность. И если вы хотите стать своим среди участников интеллектуальных игр, то вам просто необходимо ознакомиться с памяткой начинающего интеллектуала.
Встречают по одежке…..
Итак, вы собрались на игру. «Интеллектуальные игры диктуют свой дресс-код», — подумали вы и надели блузку или рубашку. Отражение в зеркале радует глаз? Минуточку. Соберите волю в кулак и безжалостно помните свой наряд. Вот теперь вы легко вольетесь в круг интеллектуалов – небрежность в одежде можно назвать визитной карточкой этой номинации. Но в этой небрежности есть свой шарм. При знакомстве с участниками интеллектуальных игр понимаешь – истинная красота не в одежде, а в знаниях и богатом внутреннем мире.
Все свое ношу с собой
По умолчанию на любой игре с собой необходимо иметь блокнот и ручку: запись формулировки вопроса — дело святое. Обычно необходимые канцтовары выдают на чемпионатах, но в этом году, придя в Дом природы, техники и спорта, участники студвесны ничего не обнаружили на своих столах. Так уж повелось, что интеллектуальные игры – одна из самых малобюджетных номинаций.
Но ведь секрет успеха вряд ли кроется только в блокноте? На столах участников областной студенческой весны много шоколада. По их признанию, шоколад восстанавливает силы и «подпитывает» мозг. А вот участники команды «Sapientis sat» (ТГАМЭУП) признались, что нередко на важных соревнованиях они балуются глицинчиком (прим. Глицин – таблетки, повышающие работоспособность и улучшающие память). Многие команды приносят на игру талисманы. Это могут быть статуэтки, кубки с прошлых игр, мягкие игрушки. Однако команда из ТГАКИСТ «8 друзей Ишимцевой» считает, что все это суеверия. Главное голову не забыть.
Игры всякие нужны, игры всякие важны
Признайтесь, вы, как и большинство студентов, думали (если вообще думали об этом), что кроме «Что? Где? Когда?»интеллектуальных игр больше и не существует. Шашки, шахматы не в счет. На самом деле в рамках номинации «Интеллектуальные игры» организаторы предусмотрели 4 разновидности игр: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет» и мультиигры. Вам, как начинающему интеллектуалу, крайне необходимо для начала изучить правила игр.
«Что? Где? Когда?», хотя правильнее будет сказать спортивное «Что? Где? Когда?» отличается от телевизионного тем, что в нем принимает участие неограниченное число команд. Ведущий читает вопрос сразу для всех команд, ответы сдаются на специальных бланках.
«Брейн-ринг» – одна из самых зрелищных игр. За столы садится по две команды. Ведущий читает вопрос. Если команда знает правильный ответ, то после слова «время» капитан нажимает на специальную кнопку, которая есть на каждом игровом столе. Если нажавшая команда отвечает неправильно, ее соперникам дается 20 секунд на обсуждение вопроса. Игра ведется до 5 очков.
«Эрудит-квартет» — своеобразная вариация популярной телевизионной передачи «Своя игра». В игре 3 раунда – открытый, закрытый и полуоткрытый. В каждом раунде 4 темы, состоящих из пяти вопросов разной сложности. На каждую тему выходит по одному человеку от команды. В открытом раунде ведущий объявляет все 4 темы, и каждый игрок может выбрать ту, в которой он больше ориентируется. В закрытом раунде темы не объявляются, и участники выходят наугад.
Мультиигры – это несколько разнообразных интеллектуальных конкурсов на специально подготовленных бланках. Задания могут быть самые разные: угадать компанию по рекламному слогану, страну по контуру территории, фильм по одному кадру и.т.д. Все зависит от фантазии автора.
По секрету один из представителей «опытной» команды УМляут (ТГУ) сообщил нам, что в этом году вопросы во всех играх достаточно легкие, что является своеобразной сложностью. (Ох уж эти интеллектуалы: сложные вопросы – плохо, легкие – тоже). Команды-старички «перекручивают» ответы на такие легкие вопросы и в итоге «сливают» правильные, потому что они кажутся чересчур очевидными. Стоит отметить, что в первый игровой день максимальный результат в игре «Что? Где? Когда?» показала команда «Чум» (ТГУ), ответив правильно на 24 вопроса из 30.
Ду ю спик инглиш?
И вот вы, казалось, подкованы во всех вопросах– одежда соответствует негласному дресс-коду, правила игр знаете, необходимые предметы с собой. Но все-таки опытные интеллектуалы еще до начала игры распознают в вас дилетанта. Дело в том, что в этом виде деятельности, как и в любом другом, существует свой сленг. Давайте «пробежимся» по основным терминам интеллектуальных игр.
СВЕЧКА – вопрос, который уже где-либо отыгрывался командой, т.е. команда уже знает на него ответ.
ГРОБ – вопрос, на который ни одна команда не дала правильный ответ. В первый игровой день случился только один гроб, что является хорошим показателем.
ЛАСТОЧКА – человек, собирающий бланки с ответами у команд.
«СЛИТЬ ВОПРОС» — обсудить правильную версию за игровым столом, а в бланк ответа написать неправильную.
РАЗДАТКА — дополнительная информация в виде иллюстраций или текстов, раздаваемая командам на столы
Советуют профессионалы
Михаил Скипский, член элитарного клуба «Что? Где? Когда?», обладатель «хрустальной совы», приглашенный ведущий фестиваля, г. Санкт-Петербург.
«Главное во время игры внимательно слушать и записывать текст вопроса. Бывает, что раскрутили вопрос, поняли о чем речь, а на бланк ответа написали не то, что требовалось, потому что формулировку не записали. Также тренироваться нужно. Очень хорошо, если за вами будет наблюдать человек со стороны, который сможет указать вам на все ваши ошиька».
Артем Барсуков, капитан команды «Чум», победители чемпионата «Первенство Сибири 2012», победили областной студенческой весны 2011 года. Команда входит в ТОР-15 студенческого чемпионата России, ТюмГУ.
«Самое главное – играть, играть и играть. Ходите на все чемпионаты, нарабатывайте опыт. А еще, ведите здоровый образ жизни – голова будет лучше соображать».
А напоследок я скажу
Теперь вас с трудом можно назвать дилетантом. Но ведь это только теория, а мастерство, как говорится, приходит с опытом. Помимо номинации в студвесне, существует множество других интеллектуальных чемпионатов, которые проходят как в Тюмени, так и в любом другом городе России. Главное – начать. Интеллектуальные игры – то же творчество, которое требует таланта, кропотливой работы над собой и определенного мастерства. Творите с умом.