Основы религий в школах: за и против

Министерство образования РФ всерьез озаботилось проблемой духовного и нравственного воспитания школьников. Результат данной заботы – введение с 1 сентября 2012 года в российских школах  нового предмета «Основы религиозных  культур и светской этики». Новшество вызвало массу разногласий в обществе. Одни поддержали идею, другие выражают возмущение.    Напомним, что в рамках этого учебного предмета родителям и ученикам четвертых классов предоставляется на выбор несколько модулей: основы православной, исламской, буддистской, иудейской культуры, основы мировых религий, а также — основы светской этики. К новому предмету настороженно отнеслись как учителя, так и родительская общественность. Так, по рассказам учителей начальных классов, которые и должны вести данный предмет, подготовительные курсы были для них нелегким испытанием. Обучение, как ни странно, проходило не в стенах гуманитарного вуза, а в Тобольской семинарии, ипреподавали данный предмет не светские ученые-религиоведы, а духовные лица. Некоторые учителя были неприятно поражены тем, что их не хотели пускать в здание семинарии в брюках, а перед обедом — принуждали молиться. Кроме того, рассказывают учительницы, для кого-то непросто было освоить и несколько курсов чужой религии. Вторая сложность, с которыми столкнулись исполнители закона – организация учебного процесса. Поскольку модулей несколько — они предоставляются родителям на выбор — возникает непростая задача составления расписания, адаптированного под каждого ребенка. Завучи подтвердят, что это — и без того задачка непростая, а с введением нового предмета она в разы усложняется. Учителя  обращают внимание и на то, что появление этого предмета в расписании возникло за счет сокращения часов других дисциплин.  — «Курс „основы религиозной культуры и светской этики“ введен  в четвертых классах за счет предметов „литературное чтение“ или „русский язык“ (школам дана возможность выбора), как будто наши дети станут больше читать или грамотнее писать от этого, — отмечает Елена Александровна, завуч одной из сельских школ Тюменской области, которая попросила не указывать фамилию и номер школы, — Ведут его в школах – непрофессионалы. Хорошо если определили учителя истории, разбирающегося в вопросах религии и культурологии. А то основном, эту нагрузку вменили учителям начальных классов, не сталкивавшимся с данной темой в своей педагогической практике».   При этом педагог задается вопросом о необходимости введения этого курса: «Историю  возникновения ислама рассматривают в рамках истории средних веков в шестом классе, христианство — в рамках истории шестого и седьмого класса. Возникновение буддизма и конфуцианства изучают на уроках истории в пятом классе.  Я уже не говорю про курс „Мировая художественная культура“. Если авторы данного нововведения хотели задуматься о нравственном воспитании, то данный курс мог сполна быть реализован во внеклассной работе. И неужели основы светской этики не нужны всем, ведь наше государство светское?».  Похожего мнения придерживаются и учительница начальных классов этой же школыГалина Николаевна. Она обращает внимание и на сложности преподавания религиоведческих дисциплин: » Литературы светского характера о православии мало. Сами посудите: как рассказывать детям такую тему, как, например, «Проповедь Христа»? Даже в учебнике приходится перерабатывать каждое слово, чтоб, хотя бы самой понять, о чем там говорится". С другой стороны, отмечает преподаватель, некоторые темы для детей полезны, например — о семье, доброте, Родине... Учителя, которые не сталкивались напрямую с данным предметом, отзываются о нем, как о полезном курсе с точки нравственного развития личности.  Так, Татьяна Петровна, учитель математики, к введению различных религиозных культур относится хорошо, но с оговоркой: «Для каждого народа нужно преподавать именно ту религию, которая ему ближе. Мне бы лично не хотелось бы изучать другие, кроме православия. Конечно, кругозор развивать надо, но не все могут узнавать все подряд и всем интересоваться, некоторые это просто считают лишним». Родительский выбор тоже не каждому дается легко. Одни в этом деле руководствуются личными убеждениями, другие — не предают этому предмету особой важности и следуют мнению большинства. Есть примеры, когда в ситуацию вмешиваются духовные лица. Именно так, например, случилось в одной из сельских школ Тюменской области: на родительское собрание был приглашен батюшка из местной церкви, после его речи 100% родителей выбрали для изучения модуль «основы православия». Мнения родителей по поводу инициативы Минобразования расходятся. Так, Анна Комарова из Красноярска уверена, что детям нужен такой предмет для развития: «В нашем классе все родители по обоюдному согласию выбрали модуль основы светской этики. Моему ребенку интересно узнать основные нравственные ценности семьи, любви, дружбы». Татьяна Вантеева из Иркутска пока не слышала о появлении новой дисциплины. тем не менее, она считает, что если такой предмет будет введен, то его «ни в коем случае его нельзя оценивать»: «Он должен проходить в формате внеклассных мероприятий. Его нельзя навязывать ребенку,  у которого нет еще своего мнения. Большинство детей — крещеные с детства и имеют поверхностное представление об основах своей религии. Если не ставить оценки за знание данного предмета, то будет положительный результат, если будут ставить оцени, то появится элемент субъективизма, а в данном вопросе это недопустимо. Хотя, нужен ли вообще этот предмет? Ведь для тех, кто хочет изучать религию, есть воскресные школы». Есть среди родителей и те, кто отнесся к предмету категорично против. — «Очередная выдумка Министерства образования! Наши дети и так очень загружены уроками, дополнительными занятиями, домашним заданием. Некоторые задачки, которые им задают, даже я решить не могу, не говоря уже о детях! Все мои подруги так же против очередного нового предмета», — высказала свое мнение Елена Кугаевская из Тюмени. Другие оптимистично смотрят на школьное новшество. «Я считаю правильным, что обязанность просвещать наших детей в столь деликатном вопросе возложили на школу, на специально обученных специалистов, которые смогут грамотно донести до детей основы морали», — отмечает Анфиса Коврига из Тюменской области. Как преподавание данного предмета отразится в итоге  на наших детях — сделает их нравственнее, добрее и терпимее друг к другу, или же напротив, приведет к разобщению — этот вопрос пока остается открытым. Светлана Лавриненко

Министерство образования РФ всерьез озаботилось проблемой духовного и нравственного воспитания школьников. Результат данной заботы – введение с 1 сентября 2012 года в российских школах  нового предмета «Основы религиозных  культур и светской этики». Новшество вызвало массу разногласий в обществе. Одни поддержали идею, другие выражают возмущение.

 

 

 

 

Напомним, что в рамках этого учебного предмета родителям и ученикам четвертых классов предоставляется на выбор несколько модулей: основы православной, исламской, буддистской, иудейской культуры, основы мировых религий, а также — основы светской этики. К новому предмету настороженно отнеслись как учителя, так и родительская общественность.

 

Так, по рассказам учителей начальных классов, которые и должны вести данный предмет, подготовительные курсы были для них нелегким испытанием. Обучение, как ни странно, проходило не в стенах гуманитарного вуза, а в Тобольской семинарии, и

преподавали данный предмет не светские ученые-религиоведы, а духовные лица. Некоторые учителя были неприятно поражены тем, что их не хотели пускать в здание семинарии в брюках, а перед обедом — принуждали молиться. Кроме того, рассказывают учительницы, для кого-то непросто было освоить и несколько курсов чужой религии.

 

Вторая сложность, с которыми столкнулись исполнители закона – организация учебного процесса. Поскольку модулей несколько — они предоставляются родителям на выбор — возникает непростая задача составления расписания, адаптированного под каждого ребенка. Завучи подтвердят, что это — и без того задачка непростая, а с введением нового предмета она в разы усложняется.

 

Учителя  обращают внимание и на то, что появление этого предмета в расписании возникло за счет сокращения часов других дисциплин.

 

— «Курс „основы религиозной культуры и светской этики“ введен  в четвертых классах за счет предметов „литературное чтение“ или „русский язык“ (школам дана возможность выбора), как будто наши дети станут больше читать или грамотнее писать от этого, — отмечает Елена Александровна, завуч одной из сельских школ Тюменской области, которая попросила не указывать фамилию и номер школы, — Ведут его в школах – непрофессионалы. Хорошо если определили учителя истории, разбирающегося в вопросах религии и культурологии. А то основном, эту нагрузку вменили учителям начальных классов, не сталкивавшимся с данной темой в своей педагогической практике».

 

 

 

При этом педагог задается вопросом о необходимости введения этого курса: «Историю  возникновения ислама рассматривают в рамках истории средних веков в шестом классе, христианство — в рамках истории шестого и седьмого класса. Возникновение буддизма и конфуцианства изучают на уроках истории в пятом классе.  Я уже не говорю про курс „Мировая художественная культура“. Если авторы данного нововведения хотели задуматься о нравственном воспитании, то данный курс мог сполна быть реализован во внеклассной работе. И неужели основы светской этики не нужны всем, ведь наше государство светское?».

 

 Похожего мнения придерживаются и учительница начальных классов этой же школы

Галина Николаевна. Она обращает внимание и на сложности преподавания религиоведческих дисциплин: » Литературы светского характера о православии мало. Сами посудите: как рассказывать детям такую тему, как, например, «Проповедь Христа»? Даже в учебнике приходится перерабатывать каждое слово, чтоб, хотя бы самой понять, о чем там говорится". С другой стороны, отмечает преподаватель, некоторые темы для детей полезны, например — о семье, доброте, Родине...

 

Учителя, которые не сталкивались напрямую с данным предметом, отзываются о нем, как о полезном курсе с точки нравственного развития личности.  Так, Татьяна Петровна, учитель математики, к введению различных религиозных культур относится хорошо, но с оговоркой: «Для каждого народа нужно преподавать именно ту религию, которая ему ближе. Мне бы лично не хотелось бы изучать другие, кроме православия. Конечно, кругозор развивать надо, но не все могут узнавать все подряд и всем интересоваться, некоторые это просто считают лишним».

 

Родительский выбор тоже не каждому дается легко. Одни в этом деле руководствуются личными убеждениями, другие — не предают этому предмету особой важности и следуют мнению большинства. Есть примеры, когда в ситуацию вмешиваются духовные лица. Именно так, например, случилось в одной из сельских школ Тюменской области: на родительское собрание был приглашен батюшка из местной церкви, после его речи 100% родителей выбрали для изучения модуль «основы православия».

 

Мнения родителей по поводу инициативы Минобразования расходятся. Так, Анна Комарова из Красноярска уверена, что детям нужен такой предмет для развития: «В нашем классе все родители по обоюдному согласию выбрали модуль основы светской этики. Моему ребенку интересно узнать основные нравственные ценности семьи, любви, дружбы».

 

Татьяна Вантеева из Иркутска пока не слышала о появлении новой дисциплины. тем не менее, она считает, что если такой предмет будет введен, то его «ни в коем случае его нельзя оценивать»: «Он должен проходить в формате внеклассных мероприятий. Его нельзя навязывать ребенку,  у которого нет еще своего мнения. Большинство детей — крещеные с детства и имеют поверхностное представление об основах своей религии. Если не ставить оценки за знание данного предмета, то будет положительный результат, если будут ставить оцени, то появится элемент субъективизма, а в данном вопросе это недопустимо. Хотя, нужен ли вообще этот предмет? Ведь для тех, кто хочет изучать религию, есть воскресные школы».

 

Есть среди родителей и те, кто отнесся к предмету категорично против.

— «Очередная выдумка Министерства образования! Наши дети и так очень загружены уроками, дополнительными занятиями, домашним заданием. Некоторые задачки, которые им задают, даже я решить не могу, не говоря уже о детях! Все мои подруги так же против очередного нового предмета», — высказала свое мнение Елена Кугаевская из Тюмени.

 

Другие оптимистично смотрят на школьное новшество. «Я считаю правильным, что обязанность просвещать наших детей в столь деликатном вопросе возложили на школу, на специально обученных специалистов, которые смогут грамотно донести до детей основы морали», — отмечает Анфиса Коврига из Тюменской области.

 

Как преподавание данного предмета отразится в итоге  на наших детях — сделает их нравственнее, добрее и терпимее друг к другу, или же напротив, приведет к разобщению — этот вопрос пока остается открытым.

 

Светлана Лавриненко

Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''