Номинация: «Печать», группа В
Текст: Гринфельд Яна, ТюмГАСУ
Фото: Дарья Горбунова, личный архив театральной студии «Быть»
Тема: История одного номера
«На сцене нужно не казаться, а быть», — такой девиз, не гнушаясь тавтологии, выбрал для себя театральный коллектив «Быть», который не первый раз выступает на сцене фестиваля «Студенческая весна». В этом году спектакль, выставленный участниками коллектива на суд жюри студвесны, заставил расплакаться добрую половину зрительного зала.
7 апреля «Тюменский драматический театр» мог бы заслуженно получить к своему названию небольшое дополнение в виде слова «студенческий». Именно на его сценах в этот день студенты области состязались в направлениях «Театр» и «Концертные программы». Так, малая сцена принимала всех любителей поэзии, шутливых СТЭМов и непродолжительных спектаклей, а в большом зале собрались те, кому больше по душе грандиозные «концертки».
Театр – студия «Быть», состоящая из студентов Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, является неизменным участником фестиваля «Студенческая весна» в направлении «Театр» на протяжении четырех лет. Причем зачастую, не просто участником, но и призером или победителем: в прошлом году она стала обладателем Золотого приза на областном этапе, а в позапрошлом получила диплом лауреата третьей степени на фестивале «Российская студенческая весна». За четыре года существования студии ее артисты сыграли не так много спектаклей, но каждый из них, по признанию самих актеров, сотворен с любовью. Любовью пропитан и сам коллектив. Ребята считают себя одной большой семьей и ласково называют друг друга «бытяшками».
Тема семьи – одна из главных и в спектакле «Отец», который они вчера показали в номинации «Театр малых форм». «Это история о католическом священнике, который приютил детей, чья национальность стала синонимом слова «смерть». История о том, что чужих детей не бывает», — говорится в официальном описании представления.
«Отец» получился эмоционально непростым спектаклем, потому что действия, происходящие на сцене, заставляют зрителей по-настоящему переживать за жизни героев, сочувствовать их несчастью. Неудивительно, что вовремя некоторых особенно напряженных эпизодов среди присутствующих в зале были те, кому не удалось сдержать слез. Но, если спектакль смог так сильно тронуть сердца зрителей, то даже страшно представить, через что прошли актеры театра в процессе репетиций, ведь артист проживает вместе со своим героем все его чувства.
Тайну того, как проходила подготовка к выступлению приоткрыла одна из актрис театра – студии «Быть», студентка четвертого курса Тюменского архитектурно – строительного университета Наталья Ваганова.
— Почему в этом году вы решили представить на суд жюри столь тяжелый спектакль?
— Действительно, «Отец» является тяжелым, как в плане восприятия, так и работы над ним. Для нас это хорошая возможность показать, на что мы способны, ведь каждый раз от постановки к постановке мы совершенствуемся и сейчас хотим показать, что готовы перейти из разряда студенческих театров в театры молодежные, более профессиональные.
— «Отец» не похож на привычные зрителю постановки о войне. В чем причина?
— В основе сюжета лежит любовь. Но не любовь к Родине, как это часто бывает, а любовь отца, который готов отдать жизнь ради детей, хотя они ему даже не родные.
— Сколько времени у вас ушло на постановку спектакля?
— Сложно ответить на этот вопрос, потому что мы готовили сразу две постановки одновременно. Но вообще, «Отца» ставили к фестивалю «Театральная революция», и это заняло примерно полтора месяца.
— С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе работы?
— Когда выходишь на сцену, всегда вспоминаешь что–то близкое, родственное по отношению к своему герою, к чувствам, которые он испытывает. А так как мы показываем еврейских детей, которым пришлось столкнуться с геноцидом и потерять родителей, очень сложно найти эти похожие чувства, чтобы не допустить ошибок в плане актерской игры.
— Ты сыграла мадемуазель Марсель, которая ценой собственной жизни спасает детей. Легко ли тебе удалось вжиться в образ?
— Главной задачей было не перейти грань между жизнью героя и просто его страданиями. Потому что показать страдания довольно несложно, но персонаж не складывается только из них. В спектакле рассказана печальная история, поэтому сохранять ту самую грань было тяжело не только мне, но и всем ребятам.
Актерам «Быть» явно удалось поразить зрителей, не оставив их равнодушными к происходящему на сцене. Удалось ли театру-студии ТюмГАСУ также удивить и членов жюри? Как бы то ни было, выступление позади, и теперь остается лишь ждать объявления победителей «Областной Студенческой весны» для того, чтобы наконец узнать «Быть» или не «Быть».