Чтобы помнили

7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение. Его мощность была сопоставима с несколькими атомными бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки. За полминуты природная катастрофа разрушила практически всю северную часть республики.

Тогда без крова осталось более полумиллиона человек, погибло 25 тысяч жителей. Фильм «Землетрясение» был создан, чтобы сохранить память о трагедии.

Это первая серьезная работа Сарика Андреасяна после вереницы комедий. В одном из интервью режиссер сказал, что в течение пяти лет думал над идеей фильма о Спитакском землетрясении и разрабатывал к нему сценарий. Подготовка к съемкам также длилась на протяжении нескольких лет: команда общалась с сотрудниками МЧС, пострадавшими от землетрясения, руководителями спасательных бригад и грузинскими врачами, помогавшими раненым в те дни. По словам режиссера, с каждым годом о трагедии говорят все меньше и меньше. Андресян считает, что люди, погибшие в тот день, достойны памяти пускай даже в художественном фильме.

Задачей съемочной группы было максимальное воссоздание атмосферы разрушенного города. За полтора месяца команде удалось построить дома (а затем их специально разрушить бульдозерами) из пенопласта и дерева с непосредственной опорой на фотографии и хронику. Где-то строителям даже приходилось вручную укладывать асфальт на улицах воссозданного Ленинакана, специально разбрасывать мусор и распылять вокруг тонны цементного порошка. После строителей за дело взялись бутафоры: мебель и обои для разрушенных квартир приходилось брать из выселенных домов. Кое-где для крупных планов использовались настоящие бетонные плиты (например, в сцене спасения девушки Лилит из-под завалов). Художник-постановщик фильма рассказывал в интервью, что перед тем, как начать съемку, ему приходилось забираться между плитами и только потом пускать туда актеров.

На фоне землетрясения разворачиваются истории двух молодых людей. Они встречались ранее: по вине Константина восемь лет назад в автомобильной аварии погибли родители маленького Роберта. Случайным образом они сталкиваются в день землетрясения: один приезжает в Ленинакан после восьми лет тюремного заключения, второй же живет здесь с родственниками и хочет увидеть Константина, спасшего его в автокатастрофе.

Помимо истории главных героев в «Землетрясении» есть еще две сюжетные линии: семьи Константина (его жена и дети) и семьи Гаянэ (девушка, отец которой от нее отвернулся). Если первая соотносится с общим сюжетом, то вторая дана обособлено. Тем не менее она не выглядит лишней и подчеркивает всеобщий масштаб горя. Вообще все герои выглядят приближенными к реальности. Их простая речь, одежда и обыденная жизнь помогает зрителю ассоциировать себя с Гаянэ, Лилит, Робертом, примерять их роль на себя и сопереживать. Массовка и вовсе была собрана даже из тех, кто на самом деле видел землетрясение и был под завалами. Да и на площадке была соответствующая атмосфера: все 42 съемочных дня завершались минутой молчания.

С одной стороны, создание такого фильма это несомненный плюс в плане исторической памяти, с другой – смотреть его невыносимо тяжело. Зрителя накрывает волна эмоций и от визуального ряда (плач детей, обрушение на людей фасадов здания, всеобщая паника), и от музыкального сопровождения. Если без картинки не обойтись, то от музыки, на мой взгляд, даже от трагичной, можно было отказаться.

Общее впечатление от картины скорее положительное. Сдержанное и лаконичное (всего полтора часа) повествование без геройства, а с историями простых людей и с сочетанием разных линий повествования. Конечно, есть некоторые надуманные моменты (например, как можно в декабре выжить в течение четырех дней на улице, лежа под плитами?). Тем не менее это дает надежду. Жизнь героев все равно продолжается несмотря ни на что.

Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''