Сцена напоминает картонную коробку, в которую одинокий режиссёр (Ларс фон Триер) для потехи поместил кукол-марионеток, а сам где-то сверху забавляется их беспомощностью. Даже самый колоритный персонаж Том Эдисон младший (Пол Беттани)остаётся для меня серым. На ум сразу пришла пьеса М. Горького «На дне» и вспомнились слова самого писателя: «Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти – неизлечимы». Впечатление меняется, когда в Догвилле неожиданно появляется Грейс Маргарет Маллиган (Николь Кидман). С первых же минут становится ясно, что ей здесь явно не место. Но почему-то хочется верить в лучшее. Светлая, добрая, милосердная с глубокими глазами… Мне казалось, что вот-вот всё изменится, вот-вот благодаря ей людиДогвилля предстанут перед зрителем в ином свете. НО…
Грейс не удалось изменить никого.
Ни Чака (Стеллан Скарсгорд), который первоначально показался мне самым здравомыслящим человеком. «Этот город прогнил до самого основания. Я бы не сожалел, если бы он исчез. В нём нет никакого очарования, в отличие от Вас…» — сказал он Грейс. Мне кажется, что в эту секунду он понимал её как никто другой. И возможно, всё сложилось бы иначе, если бы Грейс не поняла, насколько слаб этот человек, сбежавший когда-то из огромного города за мечтой. Она переступила черту, и всё сложилось так, как сложилось…
Ни слепого мистера Маккея (Бен Газзара), которого она, загнав в угол, убеждает признать свою слепоту. А после он также как и все, забыв о её доброте, обращается с ней как с уличной девкой.
Ни бедняка Бэна (Желько Иванек), к которому она относилась как мать, а он вместо того чтобы помочь ей сбежать из Догвилля, насилует её, объясняя это так: «ничего личного… я просто должен получить плату за риск, вот и всё»… А после возвращает её обратно в «картонную коробку».
Ни даже Тома, которого она почти полюбила, а он просто предал её…
Финал фильма стал мне очевидным, когда Вера (Патриша Кларксон) разбила 7 статуэток Грэйс. 7 статуэток… 7 детей… Мне почему-то сразу вспомнился роман Агаты Кристи «Десять негритят». Помните в гостиной дома, в который были приглашены преступники, стоял поднос с десятью фарфоровыми негритятами…
Во многом я согласна с Грейс. Возможно, без этого города мир действительно стал лучше. А возможно, в мире стало на одного милосердного человека меньше и на одного жестокого человека больше. Может Грейс сама уподобилась жителям этого города? И из человека, ищущего в людях хоть частичку хорошего, превратилась в ещё одного Чака…
Вопрос остаётся открытым, но могу сказать одно, фильм «Догвилль» относится к числу тех немногих фильмов, которые стоит посмотреть…хотя бы один раз…
P. S. Огромное впечатление на меня произвели титры. Комок в горле. И ощущение, что все мы марионетки в коробке. И любой город – Догвилль…