Татьяна Тихоновец о театре, плотном графике и отдыхе

Трудно представить «Театральную революцию» без людей, которые ее совершают. Татьяна Тихоновец – театральный критик, эксперт фестиваля «Золотая Маска», приехала в Тюмень, чтобы судить молодежные театры. Как и за что оценивают участников, рассказывает Татьяна Тихоновец.


Татьяна Николаевна, прошло три дня фестиваля, вы успели посмотреть примерно половину спектаклей. Что понравилось?

Мне очень понравился спектакль театра из Лейпцига «Дон Кихот». Я даже взяла у них координаты, потому что не постесняюсь предложить этот спектакль какому-нибудь российскому фестивалю, – это очень талантливо сделано. Редкий тип театра, где актеры работают с маской, с куклой и в живом плане очень выразительно и очень точно. И сама история Дон Кихота обросла совершенно другими смыслами: здесь это не господин и слуга, но два совершенно равных друг другу фантазера, два простодушных мечтателя, которые играют в театре и с театром, и с  образами, которые на них находятся. Два путешественника во времени, в литературе, в мире театра и вообще в мире.

Ещё, хотя я мало знаю о театре «Мимикрия», но понимаю, что у них сейчас не самые лучшие времена, поэтому не хочется придираться к спектаклю. Я вижу двух прекрасно работающих артистов - просто они говорят на старом театральном языке. А язык пластического театра сейчас меняется.


Каждый коллектив развивается самостоятельно или есть все-таки общая тенденция, которая прослеживалась бы в работах всех молодежных театров?

В том, что я посмотрела, пока не вижу никакой общей тенденции. Все работают в разных жанрах. Может, она, конечно, появится к концу фестиваля.


Но если рассматривать отдельные жанры, то тенденции есть?

Те, кто работают в жанре драматического спектакля, как правило, стремятся быть похожими на профессиональный театр. А внутри этого репертуара трудно найти свою дорогу. Смешно, когда любительский театр ставит Чехова, Пушкина или Шекспира. Так и не идите этой дорогой, ставьте про ту жизнь, которую знаете. Ставьте про то, что на улице происходит. У вас нет художественных сил, а дорога к зрителю должна быть короткой.


А что касается хореографического и пластического театра?

Там да, надо профессионализироваться. Очень трудно, когда такой театр идет не по пути профессионализации. Танец – это не стоять на сцене и говорить.


В одном из своих интервью вы говорили, что проблема молодых провинциальных актеров в том, что они плохо говорят, невыразительно двигаются: «То ли плохо обучены, то ли плохо учились». Это касается только профессионального театра? Применимо ли это к любительским театрам?

Где это я говорила?


«Вечерний Красноярск», журналист Елена Коновалова.

Это было сто пятьдесят лет назад. Мало где в провинции существуют хорошие школы подготовки артистов: часто бывает плохая речь, региональные говоры, а их очень трудно убрать - нужен огромный труд от самого актера и от педагога по речи. Но это не относится к любительскому театру, потому что здесь совершенно другие задачи, другие цели и сам процесс. В любительский театр приходят люди с улицы. Иногда приходят с детства, растут вместе со всеми, а потом могут стать профессиональными артистами. Этот вопрос не про них.


Получается, вы переключаетесь при оценке? И те критерии, которые для вас существуют как для эксперта…

Я здесь не в качестве эксперта «Золотой Маски». У меня совершенно другие критерии. Очень многие претензии, которые я бы предъявила профессиональным артистам, любителям предъявлять не буду. Но при этом я все равно отношусь к этому театру, как к театру. Задачи разные, а художественный результат бывает и в любительском театре.


Я правильно понимаю, что художественный результат для вас тоже является одним из главных критериев оценки?

Нет, это в профессиональном театре главный критерий.


По каким критериям тогда вы оцениваете любительский театр?

Дело не в критериях. Самое важное это то, что любительский театр – это театр, в котором занимаются непрофессионалы. И надо это всегда понимать. Нельзя к ним относиться как к людям, которые пять лет учились танцевать, говорить и так далее. Самое важное – это то, что человек почему-то выбирает тот или иной вид искусства. Почему-то он хочет заниматься современным танцем или пластическим театром. Иногда бывает, что что-то в жизни ему помешало выбрать это как профессию. Или - в нем открылись какие-то шлюзы, и он хочет этим заниматься. Главное здесь - найти витамин творчества или ген, который в нем проснулся, и развивать его, помочь человеку выразить себя, помочь ему вырасти. Бывает и такое, что люди из любительских театров становятся профессионалами.


В какой момент вы приняли решение поехать на фестиваль «Театральная революция»?

Хотя я меньше занимаюсь театром любительским – больше профессиональным, но я все время езжу по России. Сюда меня позвала Алла Валентиновна Зорина – пригласили на работу, я и приехала работать.


Вы эксперт «Золотой Маски», у вас очень плотный график, но при этом вы выбираете именно этот фестиваль

Нет, я не выбираю именно этот фестиваль. У меня просто оказалось пять свободных дней, и вместо того, чтобы побыть дома, я приехала на этот фестиваль.


Но вы все-таки выбираете фестиваль, а не дом и отдых…

Это работа, без всякого пафоса.


Когда «Театральная революция» завершится, куда отправитесь дальше?

Поеду домой. Один день пробуду дома, а ранним утром 8 марта вылечу в Ульяновск.


Сколько дней вы бываете дома в среднем в месяц?

Один день. А нет, два. Я же поменяла билеты, потому что думала, что закрытие 6-го. Еще перед “Революцией” я была полдня дома.


Как вы отдыхаете и проводите свое время между спектаклями?

Я смотрю видео для “Золотой Маски” или читаю пьесы. А сейчас позволяю себе на ночь перечитать книгу Михаила Чехова. Именно на ночь. Вы знаете, кто такой Михаил Чехов? Великий русский артист, племянник Антона Павловича.

Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''