«Лиз, а смысл-то в чем у фильма?»
«А в чем суть?»
«А про что кино?»
«А кто тебе больше понравился — режиссер или актер?» ....
Примерно такие вопросы задавали мне друзья после окончания предпремьерного показа фильма «Сомнамбула» режиссера Алексея Смирнова.
Если честно, сама я не очень люблю высказывать свое мнение о фильме сразу же после его просмотра. Потому что, во-первых, все еще нахожусь либо под хорошим впечатлением, либо в шоковом состоянии от неудавшегося кино(что бывет после просмотра «тупых зарубежных комедий»), а во-вторых, для того, чтобы понять фильм, нужно его несколько раз пересмотреть. Особенно мне, не сильно разбирающейся в художественных и смысловых замыслах произведения. Особенно такое, «думательное» кино.
И, пообщавшись и выслушав мнения тех, кто побывал на предпремьере, постараюсь изложить все эти и свои мысли и размышления здесь. (буду писать не упорядоченно, поскольку в полтретьего ночи систематизировать плохо удается.)) )
Все в этом фильме имеет свой смысл, свой символ(а как иначе?).
Казалось бы, наигранная игра актеров. Это не «плохая игра», это задумка режиссера — показать тот самый образ стареющей бабушки, из советского времени, какими они запомнились детям, которые воспитывались в интернатах. Этот образ «старухи» ведь преследует главного героя, еще когда он был мальчиком. После смерти свое бабушки, этот кошмар его не покидал. Воспитательница в детском доме, директор интерната. Как ребенок может пережить эту психологическую травму, когда старуха читает ему на ночь сказку про Дюймовочку (западная сказка братьев Гримм, которая на самом деле очень жестокая и страшная. То, что мы читали в дествте — цензура, можно сказать)?.. Потому она и ходит за ним всю жизнь во снах и наяву (**)
Этот фильм очень реалистичный. Несмотря на, казалось бы, ироничные, смешные, придуманные образы. Ничего придуманного здесь нет. Это просто картинки из жизни, объединенные в образы.
Образ нянечки — поварихи, подкармливающего своего сына, которая сюсюкается с ним во «взрослой» жизни (в которой он визжит громче ребенка, с бешеным испуом убегает из комнаты).
(**)В конце фильма герой говорит, что он изгнал из себя зло, нашел путь для этого. Этим злом и был образ его покойной бабки, который преследовал его. Спросите, почему все-таки она оказалась в самолете в самом конце? Это символ того, что он понял, что со своими страхами нужно жить, если избавиться от них нельзя. Но он нашел средство. И спросите, почему его девушка умерла, когда якобы в нее вселилась эта старуха?.. Любовь. Ведь она настолько полюбила Андрея, она изучила его историю, болезнь, разговаривала с психологом, читала его дело. Она прониклась им, проникла в глубину его души.
Почему "Страшное лекарство"? Потому что то, какое решение принял герой, на самом деле, очень страшное. Он отказался от главных вещей в жизни. В его жизни, в жизни русского человека, человека широкой души. Он отказался от творчества, сна и… любви. Ведь это очень важно для человека. Сон — восстановление организма, здоровье. Творчество — отдушина, выражение, душа человека. Любовь — главная, на мой взгляд, в жизни любого, абсолютно любого. После того, как главный герой сжег все свои картины, оставиив все в прошлом, уехав на запад, с мир рационализма, противоположности русской широкой душе, он сказал, что нашел путь к спасению.«Я буду меньше спать и меньше любить»… Эти слова звучат словно приговор… А что есть самое страшное для человека? Отказаться от себя, от этих важных ценностей существоания и жизни.
Рассказать про что кино, какова мораль фильма, сказать, что мне понравилось это и это — просто бессмысленно. Поэтому, думайте сами, посмотрите еще раз. Подождите какое-то время, потом вхгляните на него с другой стороны. И, тогда, может, ответить на вопросы можно будет самостоятельно.
P.S.Говорю «Спасибо!» тем, с кем после фильма я успела пообщаться, услышать мнения и отзывы. Без этого я так скоро не написала бы.
Также спасибо тем, кто отозвался на приглашение и пришел на показ, я очень рада!
Прошу не судить меня негативно тех, кто увидел в моих словах свои вопросы. Я лишь стараюсь ответить на них.)
* Здесь далеко не все мысли изложены, и лишь первый, поверхностный взгляд.
P.P.S.Большое спасибо режиссеру фильма Алексею Смирнову, за такое стоящее произведение. Жаль, что я до конца не могу оценить его.
Большое спасибо актеру, исполняющему главную роль — Андрею Дементьеву. Это достойная игра. (Спасибо за автографы!!!^_^)
Спасибо им за то, что приехали пообщаться с нами, зрителями.)
Спасибо всей команде, которая создала такой кинофильм.
Надеюсь, что до скорых встреч!)