При просмотре фильма меня не покидало ощущение, что данный сюжет я где-то уже встречала. И речь идет далеко не о произведении Чака Палланика, а совсем о другом авторе.
Тема двойственности натуры была раскрыта уже в 1886 году шотландским писателем Робертом Стивенсоном в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». И в фильме, и в повести прослеживается одна и та же сюжетная схема: раздвоение личности. Однако в странной истории происходит именно физическое раздвоение путем научного эксперимента Доктора Джекила. В фильме же показано разделение психологическое: тело у Эдварда и Тайлера одно, и они поочередно овладевают единым разумом. И если доктор Джекил сделал разделение намерено, то с Эдвардом это случилось совершенно случайно. И как это обычно бывает на какое — то время злая сторона медали берет главенствующее положение и герои получают естественные для них последствия: начинаются убийства и беспорядки. И когда анти-герои переступают ту самую грань после которой у Эдварда и Джекила лопается терпение начинается всем известная борьба добра со злом, разумом и беспамятством. В повести «расхлебывание каши» заканчивается победой злой стороны. Доктор Джекил потерял контроль над процессом, что и привело его к гибели. В фильме Эдвард решил воспользоваться тем, что у них с Тайлером одно тело, он стреляет себе в щеку и тем самым убивает Тайлера, и к герою возвращаются разум и единство личности.
Основной мыслью Стивенсона и Финчера является то, что в человеческой психике одновременно существуют несколько аспектов одной и той же лиичности, а человек как таковой есть продукт одновременного совмещенного действия всех этих личностей. И к данной мысли можно отнестись по-разному: можно ее принять, можно ее возненавидеть, но отрицать, что она существует просто невозможно.