Личностное самоопределение и социализация современных школьников происходит в сложных социально-экономических условиях, которые характеризуются противоречивостью жизненных ценностных приоритетов. Эти условия активизировали процесс модернизации образования. Состоялось много изменений и в организации, и в содержании образовательного процесса, однако из-за своей несбалансированности они не предоставили ему целостности.
«Новые» образовательные технологии, постоянно внедряются «сверху», основываются на старых принципах: они не учитывают познавательные возможности и психологические особенности современных учеников, в частности их полоролевой поведение.
Школа, как важное учебное заведение влияет не только на интеллектуальную, эмоциональную сферу ученика, а также существенно влияет на формирование полоролевой идентификации ученика. Это влияние начинается с поступлением ребенка в школу и происходит в течение всего периода обучения. Ярко влияние школы на полоролевой идентификации ученика проявляется в подростковом возрасте, когда окончательно устанавливается половая идентичность.
В исследованиях отечественных ученых раскрыты различные аспекты проблемы полоролевой социализации подростков в современной школе, среди которых отмечали проблему полоролевой социализации и культуру полоролевого поведения.
На проблемы полоролевого самоопределения подростков влияют не только особенности переходного возраста, но и факторы социальной среды, в частности негативный опыт отношений между родителями подростков, отсутствие научно обоснованной программы полового воспитания.
Индифферентность украинского образования к половым отличительность выражается также и в ее содержательной безадресности.
Тогда как содержание учебных планов и школьных дисциплин имеет выраженную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построен с учетом перспективы привлечения выпускника к технологическому процессу (вследствие этого его можно рассматривать как преимущественно мужской), формы организации обучения с самого начала требуют тщательности, внимательности, дисциплинированности, что по психофизиологическим параметрам соответствуют преимущественно женским качествам.
Сложная ситуация связана с неучетом темпов полового созревания современных подростков. Учителя стремятся обойти так называемые «острые углы» при освещении вопросов дружбы и любви между юношами и девушками. Но больше всего они боятся вопросов сексуальных отношений. Опасаясь сказать подросткам что-то лишнее, школа дает им гораздо меньше информации по этим вопросам и делает это значительно позже, чем надо.
Если в семье половая социализация происходит в процессе бессознательного, спонтанного подражания, копирования детьми поведения взрослых, а потому зависит прежде всего от активности самого ребенка, то в школе этот процесс подчинен противоположном организационном принципа: здесь активно действующим агентом полового воспитания является учитель.
Итак, половая социализация в школе представляет собой процесс, в котором один человек получает от другой информацию о том, как желательно вести себя в той или иной ситуации межполового общения. Именно в этом видится роль школы как первой в жизни ребенка социально-нормативной инстанции, задача которой — привить воспитанникам понятие общественной нормы, предоставить больше четкой формализации проявлениям их полоролевого поведения.
Источник графики: