«Лучшее предложение» — удивительный фильм, рассчитанный на массовую аудиторию, но вместе с тем, духовный и невероятно эстетичный. После его просмотра складывается впечатление, что сходил в Эрмитаж или побывал в Большом театре. Великолепная работа художников, операторов и декораторов делает свое дело. Несомненно, у этой картины есть художник. Итальянский режиссер, Джузеппе Торнаторе, ранее известный по кинофильмам «Малена», «Легенда о пианисте» и «Незнакомка», получил за «Лучшее предложение» две номинации на «Золотой глобус», еще одиннадцать номинаций и тринадцать наград (в основном итальянских).
В фильме занят совершенно международный состав: австралиец Джеффри Раш, британец Джим Стерджесс, голландка Сильвия Хукс, канадец Дональд Сазерленд, также еще британцы, ирландцы и эфиопка (Лия Кебеде).
Чисто сюжетно фильм, в общем-то, довольно сложен, потому что зрителю толком не понятно, к какому жанру относится эта картина. Это и драма, и мелодрама, и криминальная драма — в процессе просмотра сюжет склоняется то в одну, то в другую сторону.
Главный герой картины Вирджил Олдман (Джеффри Раш) – успешный, известный и крайне состоятельный директор аукционного дома, который пользуется своим положением. Нередко Олдман выдает оригинал за искусную подделку, после чего с помощью своего напарника Билли Уилстэра покупает на своем же аукционе за копейки. Чаще всего, это картины с изображением женщин. После аукциона он вешает картины в своем склепе-сокровищнице, в котором Олдман проводит лучшие минуты своей жизни, любуясь на своих прекрасных дам.
Джеффри Раш делает из своей роли шедевр. Его персонаж крайне интересный, очень непростой, с множеством странных привычек. Он никогда не был с женщиной, Вирджил не говорит по мобильному телефону и всегда носит перчатки, он слишком брезглив и не может прикасаться к вещам, и тем более, людям, не защищая свои руки. Особенно впечатляет то, что большинство сцен, связанных с эмоциональными переживаниями, Раш отыгрывает в четком соответствии с характером своего персонажа — человека властного, резкого, не привыкшего показывать окружающим свои чувства, кроме чувства раздражения.
Однако один звонок полностью меняет жизнь старика – махинатора. Звонок странной девушки Клэр, с предложением оценить ее недвижимость, кажется рутинным, но Олдман соглашается, хотя делает это с явным раздражением. Столкнувшись со странным поведением Клэр, которая не показывается ему на глаза и сообщает, что страдает агорафобией, и, вообще, не очень счастлива, все более затягивает его интерес к ней. Он влюбляется в Клэр, обзаводится телефоном, потому что чувствует необходимость слышать ее голос, когда той нет рядом, снимает перчатки, чтобы прикоснутся к белоснежному телу своей возлюбленной. Вирджел показывает Клэр свою тайную комнату с сокровищами, и, казалось, он пришел в жизни к своему главному сокровищу, к любви. Он пошел на лучшую сделку в своей жизни, это его лучшее предложение.Но все это оказывается подделкой, единственной в жизни подделкой, которую Вирджил не смог распознать сразу. Клэр просто мошенница, изумительно сыгравшая роль странной девушки, сумевшей влюбить в себя неопытного старика. После прощального аукциона, Олдман возвращается домой с надеждой, что Клэр ждет его. Вирджил судорожно бегает по дому, ищет свою любимую, но не находит. Заходит в свою сокровищницу – вдруг она там – там нет ни Клэр, ни его картин. Все до одной были похищены.
Фильм кончается совершенно неожиданно, но не трагично. То, что произошло с душой Олдмана, превратило его в совершенно другого человека. Переоценка всех ценностей за счет чудовищной боли абсолютно изменило его душу. И теперь у него есть подлинник, который нельзя потерять. Это его Любовь. Любовь к жизни. И после всех потерь Олдман все же имеет теперь подлинную надежду и правильное мировоззрение. Его душа знает куда двигаться и возможная новая любовь не исключена.
Халачян Кристина