Произошла глобальная ядерная война, почти полностью испепелившая земной шар и разрушившая защитный слой атмосферы, открыв поверхность планеты всем губительным излучениям солнца. Небольшие поселения с выжившими разбросаны по пустыням там, где еще остались хоть какие-то источники питьевой воды. В ходе войны были целенаправленно уничтожены многие культурные и духовные ценности человечества. Библия стала одним из тех предметов, от которых избавлялись в первую очередь. В фильме нет уточнений того, кому именно это понадобилось, и какие конкретные цели те люди преследовали. Ясно лишь одно: цивилизация в глубоком упадке. И в этом свете некоторые люди, такие как Илай – обладатель последнего в мире экземпляра Библии – и Карнеги, понимают, что только священное писание может помочь что-либо изменить. И хотя цели у героев Дэнзела Вашингтона и Гэри Олдмана несколько различны, в итоге, если разобраться, смысл довольно схож: дать заблудшим душам надежду, организовать людей и попытаться выстроить новое общество. Просто Илай стремиться к этому ради самого человечества, совершенно бескорыстно, желая роду людскому процветания и культурного благополучия, а Карнеги идет к этому затем, чтобы получить личную выгоду – получить власть над воссозданным социумом.
Некоторым данная кинолента кажется слишком религиозной, кто-то считает ее прямой пропагандой Бога и Библии, но это совсем не так, и, присмотревшись внимательнее, думающий зритель должен понять это. Смысл фильма не в том, чтобы верить исключительно в Бога и поклоняться ему, нет. Бог здесь не цель, а средство подачи людям духовных ценностей. Не обязательно, чтобы вера была исключительно в Бога. Это может быть вера во что угодно. На это в какой-то степени намекает один короткий диалог между Илаем и его спутницей Соларой:
– Куда мы идем, – спрашивает та.
– На запад, – отвечает Илай.
– Но откуда ты знаешь, что мы идем в нужном направлении?
– Я просто верю!
Казалось бы, простейший диалог, фразы едва ли не примитивны. Но в этом-то и заключается его сила! Присмотритесь к сцене, прочувствуйте ее, и вы поймете. Ибо лишь вера способна созидать и помогать, но не религия, которая не принесла нашему миру ничего хорошего и только является лишним поводом убить ближнего.
***
Еще задолго до премьеры многие геймеры и игроманы окрестили работу братьев Хьюз своеобразной, неофициальной экранизацией культовой компьютерной игры «Fallout». И действительно, фильм очень похож на игру, похож во многом, а чем-то ее даже в точности копирует. Та же атмосфера выжженного постапокалиптического мира, рейдеры-людоеды, история героя-одиночки, странствующего по Мировой пустыне с благой целью. Только в отличие от игры здесь у путника вместо материальных предметов, способных спасти мир, иное благо – духовное. И в этом плане картина смотрится много выгоднее, в ней появляется собственное «Я».
Очень богатый в аудиовизуальном плане, не лишенный определенной философии, изобилующий потрясающими кадрами разрушенного мира и снабженный шедевральным, полным атмосферы происходящего финалом, фильм однозначно заслуживает высоких оценок и права называться одной из лучших фантастических лент своего года, а быть может, и всего десятилетия – хотят того его противники или нет. Непринятие же некоторыми людьми фильма обусловлено не фильмом, а ими самими и тем, что они хотят видеть на экране. Что ж, это их проблемы. ©
Режиссеры:Аллен Хьюз, Альберт ХбюзКомпозитор:Аттикус Росс, Лео Росс, Клаудия Сарн
Год выхода в прокат:2010
Автор статьи: Сергей Ермолаев, 26 октября 2010.