Давным-давно, в далекой-далекой галактике, как это водится в классическом кино о космосе, случилась страшная и разрушительная война, разобщившая людскую цивилизацию. Всё началось со светлой общечеловеческой мечты о покорении межзвездного пространства, а закончилось – необходимостью строить новый мир на руинах старого. Роботы, неизбежный результат технического прогресса, вышли из-под контроля и решили, нарушая все законы робототехники, добиться равноправия с людьми. Война разрушила Землю, человечество вынуждено было полностью переселиться на колонии без возможности постоянного контакта.
Роботы со временем исчезли, уроки истории были забыты. Война оказалась страшилкой из прошлого, каждая колония жила в соответствии со своими культурными и политическими традициями, всё было относительно спокойно.
С такой исторической справки началась наша образовательная игра. Участники разделились на десять колоний, чтобы на итоговом консенсусе решить, на каких принципах будет строиться деятельность космической организации объединенных колоний. Оказалось, что ни 21 век, ни 25, в котором происходило действие игры, не научил людей ни состраданию, ни человечности.
Команды предлагали клеймить роботов, отселять в гетто, уничтожать в зверских условиях и оправдывали эти злодеяния самыми благородными мотивами, например, общим благом нашего вида. Мне кажется, что в истории не единожды большое зло оправдывалось мифическим “общим благом”, и эти прецеденты должны были дать нам понять, что нельзя выйти против зла с автоматами наперевес и не создать зла ещё большего. Это вопрос философский, проблема дуализма добра и зла. “Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?” – спрашивал один известный персонаж другого ещё более известного на крыше московской многоэтажки. Убежденность мира в том, что зло следует по пятам за добром, берет начало в нашем воспитании, культурном фоне, информационном пространстве. В детских мультиках у главных героев всегда есть враги. В детские игры всегда для интереса вводятся злодеи. В наших взрослых играх злодеями становимся мы сами, потому что начинаем понимать, насколько эфемерны категории добра и зла.
Виталий Лейбин, главный редактор “Русского репортера”, сказал после игры, на мой взгляд, очень мудрую фразу: “Когда мы объединяемся против ксенофобов, мы сами становимся ксенофобами”. Любая сегрегация рано или поздно приводит к тому, что у одной стороны появляется “общее благо”, и оно дает право бороться или убивать. Люди живут на Земле уже много сотен лет, но горький опыт воин и катастроф так ничему нас и не научил. Мы выходим на улицы протестовать против режима, не понимая, что его отсутствие приведет нас к последствиям ещё более пагубным. Мы пишем в социальных сетях о своей религиозной или национальной нетерпимости, не осознавая, что таким образом несем персональную ответственность за начало новой войны. Мы ненавидим американцев, украинцев, клингонов и забываем о либеральных ценностях, о нравственности, о гуманизме, этимология которого восходит к слову “человек”, а значит, что придумали мы его специально для себя.
Нам всем нужно чаще играть в игры, подобные сегодняшней. Может быть, мы будем вспоминать уроки истории и, наконец, научимся у прошлого, как жить в настоящем и будущем. Может быть, через десять или двадцать игр человеческий конгресс решит принять роботов единогласно. Когда мы объединяемся против врагов, мы становимся врагами своему внутреннему свету и прогрессу всего человечества – разжигаем костер, в котором сгорим сами.
Этот текст ни в коем случае не морализаторского толка. Автору захотелось разобраться в ситуации и что-то в ней понять самому, а это проще всего сделать, доверив мысли бумаге. Много лет назад Ф.М. Достоевский написал: «Сострадание – главнейший закон бытия», а мир остался прежним, и через 70 лет после Второй Мировой войны мир всё ещё ведет множество локальных воин и стоит на пороге новой Мировой. Можно думать, что за нее будут отвечать мировые лидеры или дипломаты с заседаний ООН, но на самом деле – мы сами.
Игры, в которые играет «Космос». «Космос», который играет в игры. Всё это не просто малая часть большого журналистского форума и, конечно, не просто игра. Всё это наша реальность, и в этой реальности мы сегодня готовы были кого-то убить, пусть даже в условиях игры.
P.S.: Да, вы можете сказать, что всепрощение ещё более неэффективно, чем конфронтация, и будете абсолютно правы. Когда тебя бьют по щеке, можно подставить вторую, но если пинают в живот, сложно не дать сдачи. Мы можем и не найти решения этой проблемы, но если у нас будет желание искать, мир, полагаю, станет немного лучше. «Не обязательно делать великие дела. Можно делать маленькие, но с великой любовью».