Как писать про культурные точки? Часть 1

Константин Мильчин, редактор журнала "Русский репортер" и литературный критик, рассказал, как писать о культурных точках, чтобы никто не умер.

Культурная журналистика отчасти была убежищем от политической журналистики. Она была местом, где не было сделок с совестью. Но сейчас это немного поменялось.
***
Прием «Наташа Ростова». Суть: вы вообще не понимаете, что происходит, и вас все удивляет; описание события наивными глазами, глазами ребенка. Это либо нужно делать своей фишкой и все время так писать, либо раз и больше никогда (или раз в год).

Прием «Евгений Онегин» (сноб). Вы заранее ставите себя в позицию, когда вы на все смотрите с презрением и с некоторой усталостью от жизни. Особо убого это смотрится, когда московский журналист приезжает в регион и смотрит на всех, как на аборигенов. Если «регион» приезжает в Москву, это может быть смешно. Писать о детях так — не очень хорошо. Но вообще прием очень хороший.
Добавленная стоимость. Поле текстов должно быть некое знание. Снобский подход может быть этой добавленной стоимостью вашей заметки.

Базовые вещи для любой заметки: завязка, кульминация и развязка. У гуру жанра эти элементы есть в каждом абзаце. Но у вас в тексте обязательно должна быть завязка. Чтобы прочитать что-то интересное из ленты, нужен интересный заголовок (который и зависит от завязки вашего текста). Мерзкий бессмысленный междусобойчик: «медиаполигонщики увидели/удивились и т. д.» — НЕ НАДО ТАК.
Яркая фраза в начале. Начните с яркой фразы, с яркой мысли или факта. Четко надо понимать: текст должен быть интересен, должны быть завязка-кульминация-развязка, вам не должно быть стыдно за текст. Вы должны представить, что с вашими заметками вы придете в Рай к апостолу Петру. Вы приходите, а на входе стоит суровый старик с мечом: «Так! Это вы написали заметку про вейпшоп?» Нажимает кнопку, и вы проваливаетесь в Ад, где всегда пишете заметку про вейпшоп.

Что еще важно для ваших заметок? Важность к тем деталям, которые кажутся вам заведомо неважными. Примеры: музей — надписи на стене, театр — афиша. Замечайте детали вокруг. Иногда это вдруг может оказаться хорошим приемом. Где бы вы не оказались, умело поданный шум с улицы может оказаться хорошей деталью. Попробуйте поиграть со светом в городе, погодой. Банальный пример: «Врач ставит плохой диагноз, и на улице темно; врач спас кого-то, на улице светло». Вот такой банальщины не надо. Ищите что-то интересное.
Запахи. Особый запах библиотеки, университета, театра. Когда вы описываете эти специфические запахи, то написать «театральный запах» — это мало. Надо постараться его описать. Давайте читателю всю картину, со всех сторон: запах, свет и так далее. Подходите к сюжету нелинейно.
Пример: «в Тюмени самый большой оперный театр». Проверьте, так ли это. Посмотрите, как он строился, как это выглядело 40 лет назад, когда не было больших домов. У вас с собой телефон с интернетом, поищите картинки.

При работе с культурой важно: помещение в контекст, историю. Задавая вопросы, вы можете рассказывать интересные истории, которые читатели никогда не знали.

Вам очень легко себя представить клиентом культурной точки. Поставьте себя на место зрителя, обычного зрителя, иностранного зрителя. Может быть еще образ «иностранец в родном городе». Представьте себе, что вы иностранец. Что это такое? Почему это так? Представьте, что вы не знаете кириллицу. Что вы будете делать в Тюмени? Как пойдете в театр? Картинную галерею? Какие картины будут понятны всем, какие — только местным? Попытайтесь понять логику создания коллекции, если она есть, потому что иногда этого не бывает.

Мир

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Россия

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''

Тюмень

Cannot find 'novosti.geo' template with page ''