Встретились как-то попрошайка, следователь и поэт в Космосе... - Мой-портал.ру

Встретились как-то попрошайка, следователь и поэт в Космосе...

Встретились как-то попрошайка, следователь и поэт в Космосе...
Бывший следователь, уличный музыкант, беженка, поэт, студентка театрального вуза. Всего восемь персонажей. Семь из них люди, которые сейчас живут в Тюмени. Они пытаются рассказать нам историю про город. Так выглядит фабула спектакля «Тюмень. Остаться Нельзя Валить?».
Это пока не совсем привычный для Тюмени спектакль-verbatim. Несколько историй про город от разных людей. Кто-то жил здесь всегда и продолжает жить, кто-то приехал, кто-то в Сибири не по своей воле, а кто-то и вовсе уехал отсюда, хотя родился и вырос тут. Это реальные интервью с живыми людьми, их истории из собственной жизни. С попыткой сохранить их авторский голос.

Рефреном через все действие проходит выражение «Тюмень – лучший город Земли», что в общем-то понятно. Ибо эта фраза уже вытатуирована прямо на одной из долей мозга у каждого, кто может слышать и умеет читать в Тюмени. Но, к счастью, все не сводится к ней. 

В целом в спектакле несколько смысловых точек: истории персонажей, видеоряд, интервью со зрителями. Связывает их между собой разговор о городе, попытка создать образ города, городской миф. Истории героев действительно интересные. Иногда трогательные, какие-то даже трагичные. Не все они позитивные. Или как минимум, не все так прочитываются. Интервью со зрителями веселые, динамичные, разбавляющие рассказы героев. Смотреть спектакль увлекательно, если вам вообще интересны люди, их жизнь и рассказывание историй.

Надуманной выглядит главная идея: Тюмень – валить или остаться? В благополучной на фоне всей России Тюмени проблема не стоит остро. Тут нет оттока жителей. Велик поток миграции в город. Почти все зрители, у которых брали интервью, оказались приезжими. Так что это не живая проблема. Мы ж не в Новокузнецке и даже не в Норильске, где выбор: уезжай или БЕЙСЯ за жизнь здесь.



Также инородным выглядит персонаж Иван. Его текст сразу опознается как сконструированный. Ибо кто из нас не читал Варламова? Затем он выводится на уровень почти автора и делает общий вывод, несколько ломая саму структуру спектакля-verbatim. Так что на уровне формы попытка соединить театр-verbatim и классическую драматургию с понятным зрителю конфликтом, не особо удалась. Возможно, стоило бы оставить семь персонажей и назвать спектакль «В каком я живу городе». Снизив силу авторского высказывания.

Итог: спектакль точно нужно смотреть. Повествование живое, дающее почувствовать голоса реальных людей. Но именно как истории о людях, а не о городе.

Узнать, что ещё идёт в МТЦ «Космос» вы можете в группе театра.

Автор: Ксения Шилина