С этим фильмом не пройдёт сказать «я такое не слушаю». Покажите мне человека родом из 90-ых, который не знает про «Вечеринку» Децла, «В жизни так бывает» «Многоточия»? Или «Каламбию пикчерз» и «Спасибо центру за это»? Рэп был в вашей жизни, даже если не входил в орбиту ваших интересов. Почти за 30 лет хип-хоп в России из андерграунда дорос до бизнеса, и BEEF показывает, как это произошло.
Весь январь соцсети в Тюмени разрывались, потому что продюсерский центр Бaza активно пиарил показ фильма в нашем городе. Почему? Бaza выступила катализатором для того, чтобы фильм вышел на большие экраны.
7 лет назад рэпер и режиссёр картины Рома Жиган решил снять короткометражку про конфликты между рэперами, которые именуются бифами (BEEF). Эти годы он проинтервьировал 130 рэперов и материала набралось на полноценный фильм. Жиган начал искать партнёров для монтажа и ему посоветовали обратиться к Андрею Зубову – генеральному продюсеру Баzы. Зубов, как он сам себя называет «поклонник жанра» и в прошлом организатор хип-хоп мероприятий в Тюмени, оценил уникальность материала, согласился и сделал первый черновой монтаж.
Хотели делать интернет-проект, но в процессе работы цель стала более амбициозной – выпустить фильм в прокат и здесь подключилась уже «Русская фильм группа». В итоге фильм показали в 159 городах России. В Москве первыми фильм увидели 1500 зрителей самого большого кинотеатра в стране «Октябрь». Картину поддержали Баста, Oxxymiron, «Каста» и другие.
«BEEF: Русский хип-хоп» – вполне линейная история, которая будет понятна даже тем, кто особо не в теме. Однозначный плюс картины – на экране вы увидите всех знаковых фигур русского рэпа. Можно воспринимать этот документально-музыкальный фильм как современный вариант летописи с хорошей графикой и приятной картинкой. Фильм про музыку без музыки обойтись не может: зрители услышали лайф с концертов Басты, Noize MC, Oxxymirom, «Касты» и оркестровую версию концерта Jah Khaliba. Эти моменты дают иллюзию, что песни слушаем вживую, на огромных стадионах и фестивалях под открытым небом. Но ещё большее воздействие оказывают архивные съёмки из прошлого. Сложно не петь и не отбивать ритм, поэтому многие зрители рядом со мной не сдерживают эмоций. Остроты добавляет художественная переозвучка нецензурной лексики в переводе Гоблина – ещё один привет из прошлого.
Концертные лайфы – отличная иллюстрация того, о чём говорят рэперы. Рассказывают о тех временах, когда хип-хоп в России только зарождался (конец 80-ых), о непонимании общества, о том, как записывали треки через наушники, которые были подключены к кассетному магнитофону.
Отдельное место в фильме – разговор о наркотиках, где Бледный (Андрей Позднухов) из группы «25/17» и Баста говорят о том, что музыка – отражение действительности и песни не могут подтолкнуть к употреблению наркотиков. Путь к зависимостям – трудоёмкий и напрямую связан с психологией, отношениями в семье, но никак не с музыкой
В нашем городе только в «Киномаксе» BEEF показывали в трёх залах одновременно, не считая остальных кинотеатров Тюмени. Создатели картины, приветствуя зрителей перед показом, кажется сами не могут до конца поверить в происходящее. Тюмень – город, в котором нет не только метро, но и кино. Зубов вместе с командой, как это когда-то случилось с рэпом, пытаются «перевернуть игру». Фильм о том как хип-хоп стал главной музыкой в стране можно посмотреть в Тюмени до 30 января.
Кликай по ссылке, чтобы узнать, где посмотреть.
Текст: Дарья Вехтева