Сюр да и только!

Если вы далеки от мира искусства и знаете про Сальвадора Дали только то, что у него были усы, не переживайте! Сегодня существует множество способов восполнить пробел в знаниях. Один из них – проект CreativeMornings.

Справка:

CreativeMornings – это бесплатные лекции, которые совмещены с завтраком. Подобные встречи проходят во многих городах мира. В Тюмени полезные утренние встречи проводят раз в месяц с июня 2017 года.

На юбилейной двадцатой встрече культуролог, стилист и блогер Катя Попова рассказала о таком направлении как сюрреализм. В начале лекции Катя предупредила, что поделиться с нами своими размышлениями на тему, а именно тем, что следы сюрреализма можно найти и в других направлениях искусства и в современности (например в моде).



Сюрреализм – это…
Искусство сюрреализма переводится как сверхреальность и всё, что происходит в рамках этого стиля, сложно поддаётся объяснению и логике. Сюрреализм – направление с наличием чётких манифестов (послания миру от группы художников, где очень чётко объясняют свои взгляды) в отличие от тех же импрессионистов.

Для меня сюрреализм – это сюжет, который в жизни никогда не представишь, что-то смешанное с реальностью. Сюрреализм – распространённый стиль в литературе. Пример – Хулио Кортасар. У него бытовой сюрреализм: он описывает ситуации, где вполне всё понятно, но в однажды героя начинает рвать кроликами.

Сюрреальность – совмещение сна и реальности. Сюрреалисты были довольно начитаны. Их вдохновляла теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Они её изучали и многое из происходившего в сообществе сюрреалистов, где были и режиссёры, и фотографы, и поэты и художники, было завязано как раз на теории Фрейда.



Истоки сюрреализма 
Во времена, когда не было ни ТВ, ни Instagram, у художников был только один способ продвижения – попасть на салон. В случае, если художника туда не брали, у него не было заказов, а значит и продаж. Во французский салон художников, который до сих пор проходит в Париже, пытались попасть все хоть что-то представляющие из себя художники. В 1863 многие их не прошли ценз, без которого невозможно попасть в официальный салон. «Отверженных» набралось более 100 человек и они подали петицию императору Наполеону III с просьбой устроить для них альтернативный салон. Для них это был вопрос жизни и смерти. Наполеон III разрешил открыть «салон отверженных». Естественно, в этом салоне было в 1000 больше людей, чем в официальном. Все хотели посмеяться. В «салоне отверженных» выставили работы не подходящие под стилевые каноны классицизма, романтизма и реализма.

Главным скандалом был как раз «Завтрак на траве». Возле этой картины стояли охранники, к ней не пускали детей, женщин и слабонервных. Что скандального в этой работе? Она написана в абсолютно реалистичной манере. На ней изображены узнаваемые персонажи: герои картины люди из «парижской тусовке». Один из них деверь Эдуарда Мане. Голая девушка – Викторина – позировала для Мане всю жизнь. Именно голая, а не обнажённая, потому что в искусстве это разные понятия. У обнажённости есть каноны: обнажённую женщину можно рисовать в качестве мифологического персонажа и есть определённые позы.

Девушка с картины Мане не проходит ни по каким канонам: это просто голая женщина сидит где-то в лесу с реальными мужчинами. Если вы посмотрите на картину, то заметите, что взгляд Викторины просто упирается в зрителя. Абсолютно бесстыжие поза, бесстыжий взгляд. Про завтрак все забыли: одетые мужчины не обращают внимания на происходящее. Сюжет абсолютно реалистичный, но выглядит всё как сон.

Для эпоха сюрреализма начинается с этой картины, потому что именно с неё искусствоведы начинают отсчёт такого направления как импрессионизм. Вообще это считается первый шаг импрессионизма как искусства, потому что младшие товарищи Мане – Клод Моне, Камиль Пассарро – как раз пришли в этот салон, увидели эту картину. Моне тогда понял, что никогда не будет писать в классическом стиле, он найдёт что-то своё. Мане и Моне очень долго дружили. Мане поддерживал всячески группу импрессионистов, но сам никогда официально в ней не был.


Сюрреалисты, которых мы знаем
Раскрученее персонажа, чем Сальвадор Дали, в мире не существует. Про Дали, как про персонажа, можно говорить очень много. Он отделился от сюрреалистов и говорил: «От сюрреалистов меня отличает лишь то, что я сюрреалист» и не признавал практически никого из этой тусовки.

Когда я читаю лекцию детям и рассказываю, что логотип «Чупа-чупса» придумал именно Сальвадор Дали, они очень радуются и лучше запоминают. Для взрослых таким триггером для запоминания является картина «Постоянство памяти». Она была написана 1 января 1931 года. Нам, когда мы смотрим иллюстрации, кажется это большое фундаментальное произведение, она размера меньше, чем А4.


Практически в каждой картине Дали мы видим один и тот же пейзаж – пейзаж его детства. Это всегда горизонт, небо сливающееся с морем, горы. Очень много символов: понятно про аналогию с утекающим временем, на картине есть муравьи, время стекающее, древо жизни увядшее. Если начать разбираться в сюрреализме, можно прочитать шифр, заложенный в символы, послание Сальвадора Дали. Он обладал не только богатой фантазией, но и идеальной академической техникой – художник от Бога. Дали как ретранслятор таланта его по-своему интерпретировал.


Пикассо хоть какое-то время принадлежал к тусовке сюрреалистов, он писал позже в своём стиле – «кубизме». Герника – это огромное полотно несколько метров в длину и ширину. Она была написана за несколько месяцев во время Второй мировой войны, когда фашисты разгромили одну из абсолютно мирных испанских деревушек. Пикассо был испанец и по заказу салона написал эту работу, которая символизирует собой ужасы войны.

Само послание в картине абсолютно сюрреалистично. Когда к нему пришли немцы, а он не иммигрировал, а жил в оккупированном Париже и спросили про эту работу: «Это вы сделали?». Он ответил: «Нет, это сделали вы». Все тогда напряглись, потому что Гитлер и его армия не особо жаловали художников такого стиля, но Пикассо почему-то удалось уйти от репрессий, и он довольно смело выступал против фашизма и впоследствии даже стал коммунистом.


Рене Магритт – ещё один яркий художник эпохи символизма. Если Дали это более попсовая история, то Магритт для интеллектуалов. Очень тонкий юмор. На картине нарисована трубка, а здесь написано «Это не трубка». В этом и заключается бытовой сюр. 


«Империя света» 1951 года. Когда показываю эту работу, сразу спрашиваю что здесь не так. Не понятно ночь или день: ночь, фонарь горит, в окнах свет, но небо абсолютно дневное. Сюрреализм может быть в такой технике. Может нас реальность немного обманывать? Да, конечно, может. Об этом Рене Мадрид и говорит

Об академизме и сюрреализме


Всем знакома эта фреска (изображение на стене) «Тайная вечеря». Она находится в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Абсолютно понятный классический библейский сюжет: как Иисус ужинает со своими апостолами. В этой картине довольно много символизма. Да Винчи с одного человека писал Иисуса, он писал несколько лет эту фреску. Когда ему нужно было написать Иуду, он увидел какого-то нищего и попросил его помощников с ним договориться. И выяснилось, что это один и тот же человек, но его судьба сложилась так, что из нормального адекватного человека превратился в нищего. Есть такая легенда, никто не знает правда это или нет.


Происходит диалог длиной в 500 лет: где у да Винчи на вопрос «Кто предаст», ответ «Один», то у Дали в его «Тайной вечере» Иисус на этот жест отвечает «Все». Дали знал эту фреску, он её изучал и по-своему ответил через века. Здесь много символов: лодка, которая проплывает через эфирное тело Христа, он почти полупрозрачный пейзаж просвечивает через него. У да Винчи апостолы спорят, а у Дали уже каются. Хотя картины написаны в абсолютно академичном стиле, но при этом это сюрреализм.

Дали показывает пейзаж своего родного Кадакеса. У Дали и у да Винчи есть свой пейзаж. Вы увидете это, если посмотрите любую работу да Винчи: «Джаконду», «Анну Мария, младенец и агнец», любой портрет или даже «Мадонна в гроте». У него везде есть пейзаж его родных мест – тосканские озёра, холмы. Паола Волкова – искусствовед, перед которым я преклоняюсь, говорит, что это некая пуповина художников, которую они транслируют во всех работах.


Сюрреализм и мода

Конфликт моды и искусства в том, что искусство находится в позиции обвинения по отношению к моде за склонность к постоянной перемене. Мода – абсолютно не статичная единица, постоянно происходит репрезентация. Когда начала об этом думать, поняла, что в искусстве происходит то же самое, только этот процесс длиной в столетия. Если вернёмся к да Винчи и Дали: да прошло 500 лет, но всё-таки референс у Дали был и он репрезентативно подошёл к «Тайной вечере». В моде это происходит каждые два месяца: всё меняется, выходят новые коллекции.


Есть говорить про новейшее время, можем начать с Эльзы Скиапарели. Она была подружкой Сальвадора Дали, у них было много разных коллабораций. Шляпа-омар, который у Дали потом повторялся в телефоне, где вместо трубки – омар. Этот омар символ модного дома Скиапарели, они его возродили и он у них постоянно в принтах, аксессесуарах и деталях присутствует. Там были не только омары, насекомые, шляпка-голова льва – постоянно карнавал.


Dior любят сюррелизм: на последней коллекции у них не было подиума, был горизонтальный экскалатор. Модели-мужчины не ходили, а просто стояли и ехали. Если говорить про наши дни, то для меня такие дизайнеры как Джон Гальяно времён как раз таки Dior. Гальяно был долго время креативным директором модного дома Dior в начале 21 века. Если посмотреть хотя бы один показ, то Цирк дю Солей отдыхает.


Подобное делал только МакКвин. Он перевернул моду. Считаю, что то, что сейчас происходит в моде – это эклектика, смешение разных стилей – случилось благодаря ему. Он был смелый странный и очень глубокий человек и вообще не привязывался к реальности. Он доставал довольно сложные вещи, социалочку. Сейчас это модно, тогда 1998 году этого никто не делал. У него была коллекция, которая называется «Изнасилованная Шотландия» и модели шли с элементами национальных шотландских костюмов и выглядели так, как будто их только что изнасиловали. МакКвин – англичанин, но с шотландскими корнями и политический контекст у этого шоу присутствовал. У него много таких примеров. Он говорил: «Я предпочитаю, чтобы после моих показов людей рвало». При этом все понимали, что то, что происходит сейчас на подиуме – это история, мода и искусство. Рекомендую посмотреть архивы модного дома МакКвини вышел фильм, который так и называется «МакКвин».


Gucci – как раз таки наследие МакКвина, а точнее то, что происходит с модным домом сегодня. Александр Микеле, который креативный директор модного дома Gucci с 2014 года. До этого его никто не знал, он 10 лет скромно проработал дизайнером в том же модном доме. Очень редко, когда акционеры берут кого-то из штата и назначают креативным директор, но с Микеле это случилось. Он начал с академического стиля, потом начал переходить в цыганскую эклектику. Показ прошлого сезона очень ярко говорит о сюрреализме в моде. Казалось бы, как этом носить, но цифры говорят обратное. Если мы посмотрим статистику, то Gucci на первом месте по продажам в люксе. Gucci и Balenciaga. Это всё прекрасно продаётся. Показы можно научиться читать, расшифровывать и понимать и как это носить.


Dior. Референсом для этого показа, а это кутюрный показ прошлого года (Hot Couture), как раз были работы Рене Магритта. Это было видно и в оформлении и в коллекции и в аксессуарах, у них были очень интересные шляпы. Тоже посмотрите, если хотите понять, как искусство из картины может перетечь на подиум в платье, аксессуары.


Текст: Дарья Вехтева