Electronic dance music: история становления в Тюмени

Каждый из нас слышал ритмы электрохауса, качал головой под дабстеп и плакал на техно. Но мало кто знает, как появилась электронная музыка, почему попасть в тусовку EDM (electronic dance music) было непросто и где собирались любители андеграунда в нашем городе.

Это уникальная история становления электронной танцевальной музыки в Тюмени глазами ее создателей. Известные музыканты и диджеи Александр Зайцев, основатель PROMO72, Алан Кодзаев, резидент «Ежпрома», и Игорь Tape Rider, основатель проекта STIRKA, поделились с Moi-potal.ru воспоминаниями с главных электросцен.

Зарождение электронной музыки в Тюмени

«Все началось после перестройки»

Тюменские музыканты полагают, что электронная танцевальная музыка пришла в город в начале 90-х со сменой политического режима. Люди хотели развиваться, познавать различные культурные направления, учиться чему-то новому. Эхо столичных вечеринок дошло до провинции – молодежь услышала новое звучание до боли знакомых мелодий и прониклась клубными ритмами. И уже к середине десятилетия сложились локальные тусовки с EDM (electronic dance music).

Музыкальные направления в электро, которые слушали все

Самыми популярными стилями в эпоху зарождения EDM в Тюмени считались хаус, техно, электрохаус. Чуть позже на вечеринках стали слушать драм-н-бейс, гараж-хаус и регги. Дабстеп, хип-хоп и трэп появились много позже – в середине 2000-х годов.

Как узнавали о вечеринках

Распространять информацию о таких тусовках было довольно сложно. Глобальное комьюнити слушателей электронной музыки в 90-х еще не сформировалось. Про EDM знал ограниченный круг людей – полагались на сарафанное радио.

«Помню, были магазины c молодежной одеждой, как сейчас их называют street wear. Так вот там всегда лежали флаеры на вечеринки в клуб «Иллюзион». Информация передавалась только так и распространялась среди знакомых. Ведь социальных сетей тогда не было», – говорит Алан Кодзаев, резидент «ЕЖПРОМа».


Места, где проходили тусовки

Изначально специальных и постоянных площадок с EDM в Тюмени не было. Молодежь собиралась везде, где было можно: клубы, рестораны, съемные помещения. Каждый раз вечеринки проходили в новом месте. Популярными были «Иллюзион», «Batman-club», «Осьминог-club», «Paris style», «Boemi-mix bar» и другие.

«Мероприятия проходили во всех существующих на тот момент модных клубах города, до тех времен, пока в 1998 году, после очередной такой вечеринки, мы не сделали первое afterparty уже в своей локации («Undergrоund» на ул. Сакко). Вплоть до 2000 года частный коттедж в центре города был меткой провинциальной клубной культуры, где выступали лучшие диджеи Барнаула, Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Казани и Москвы», – рассказал Александр Зайцев, основатель PROMO72.

Масштабные события/фестивали электронной музыки

Музыканты вспоминают ежегодный диджей-парад «Эволюция» в начале 2000-х. Его организовывал ПРОМО72 на площадке «Batman-club» с участием местных, региональных и столичных диск-жокеев. Практически каждый год в городе проходили open-air, которые собирали по 500-800 человек.

Публика EDM

«Аудитория была разношерстная»

Танцевали под такую музыку молодые люди от 17 до 35 лет разного социального положения. В большей степени – студенты. Диджеи подчеркивают, что EDM был глотком свежего воздуха, давал ощущение чего-то нового, модного, неизведанного. Некоторых настолько цепляли электронные ритмы, что они приходили на вечеринки из года в год – к середине 2000-х у ребят сформировалось свое комьюнити.


О том, как становились диджеями

Учились этому долго, друг у друга. Никаких курсов, конечно, не было. Как и доступа к профессиональной аппаратуре. Музыканты вспоминают, что покупали модульную технику на несколько человек – скидывались. Что-то делали своими руками. Всегда помогали тем, кто хотел начать играть.

«Однажды я познакомился с парнем-организатором на вечеринке. В разговоре он просто сказал: «У меня дома стоит аппаратура, пойдем покажу. Помню, ты интересовался». С этого и началось», – вспоминает Алан Кодзоев».

Имена музыкантов и диджеев, с которыми связана история EDM в Тюмени:

Евгений Клепалов – Void of Gene, Денис Сафиулин – Unboken Dub, Драчев Роман – Acid Rain, Игнат Логачев – Illhesher, Александр Репецкий – Ched, Егор Быстров – JGRLNG, Игорь Фоминых – Tape Rider, Алексей Drum, Алексей Казистов, Максим Треск, Сергей Сабуров.

Как интернет повлиял на рынок электронной музыки

Во-первых, стало проще распространять информацию о мероприятиях. В 2005-м в соцсети «ВКонтакте» стали появляться музыкальные сообщества. Больше людей стало посещать вечеринки. Диджеи отмечают, что музыка стала доступнее, потому что о ней стали узнавать. Во-вторых, создавать саму музыку стало проще – в открытом доступе появились программы и курсы, которые научат любого создавать танцевальные хиты.

Современное положение электронной музыки в Тюмени

Музыканты подчеркивают, что сегодня в Тюмени нет былых ночных клубов. Есть бары с саунд-системами, где играют диджеи, проходят редкие локальные вечеринки.

«В Тюмени с EDM в данный момент дела обстоят совсем неплохо. Появились новые и активизировались старые промо-группы, которые пытаются проявить себя в столь нелегкое время. В корне музыка не поменялась, но появились новые стили, которым характерна определенная подача», – подчеркнул Игорь Tape Rider, основатель проекта STIRKA.



Анастасия Чащина для Moi-portal.ru
Фото предоставлены Александром Зайцевым, основателем PROMO72