Дары самоизоляции: зачем цифровизировать театр

Пандемия расширила границы привычного театра: искусство обратилось в цифру. Цифровой театр — это не трансляции спектаклей. Что это и в каких формах проявляется — рассказывают тюменский режиссер и руководитель по творческой работе в молодежном театральном центре «Космос».

«Театр не имеет границ».

Подчеркнула Александрина Шаклеева, руководитель по творческой работе в молодежном театральном центре «Космос», рассуждая о цифровизации театра в Тюмени. Она рассказала редакции Moi-portal.ru о том, какие проекты появились в 2020 году и почему они полюбились аудитории.

«Бум» на цифровой театр действительно произошел в 2020 году, и мы говорим именно о спектаклях в цифровом пространстве, а не о трансляциях. МТЦ «Космос» тоже решил подхватить мировой тренд. Во время самоизоляции мы разрабатывали цифровые спектакли.

Так был создан аудиопроменад «Гражданин С». Жанр не новый, но на прогулке зрителей сопровождал Telegram-бот. Он перемещал пользователей в 90-е годы, в район КПД.

Затем «Космос» выпустил спектакль «Тишина Севера» — это телефонный разговор между актером и слушателем. Его сделала для нас Элина Куликова — молодой режиссер из Санкт-Петербурга, помогал ей в этом Петр Юнкер. Они собирали интервью у представителей народа ханты и манси. По ним и была написана пьеса, которая теперь звучит. Зрителю звонят в WhatsApp — так и происходит спектакль. Он был высоко оценен профессиональными театральными критиками фестиваля «Золотая маска».

Мы сделали перформанс «Внимание!». Он проходит в Telegram в жанре интерактивного кино. Это совместная работа «Космоса» и петербургской театральной компании. Он бесплатный для просмотра, нужно просто пройти по ссылке в «Товарах» в группе «Космоса». Это истории реальных людей, которые встречались с ДТП: полицейские, врачи, жертвы ДТП. На сегодня его зрителями стали более 700.

Участники конкурса «ЦЕХ» выпустили ASMR-спектакль «Виктор идет в театр» — это спектакль в офлайне, который нужно слушать в наушниках. Цель ребят — сделать поход в театр комфортным, ведь есть люди, которые не привыкли ходить в театр. Формат получил много хороших откликов и сейчас пользуется популярностью.

Ребята из Санкт-Петербурга выиграли в конкурсе «ЦЕХ» со спектаклем «Коды состояния» — это история тоже про Тюмень: тюменцы рассуждают о своем предназначении. Его можно будет посмотреть на январских каникулах в «Космосе».

Был реализован еще один проект на конкурсе «ЦЕХ» — «Подслушивать хорошо. Тюмень». Спектакль доступен там же по ссылке бесплатно. Это перформативная прогулка по картам Google Earth. Проект вошел в каталог «Российской креативной недели» как лучший проект 2020 года.

Благодаря развитию цифрового театра «Космос» вышел на новый уровень. Это возможность доказать, что театр не имеет границ.

«У цифрового театра нет будущего, он сам и есть будущее».

Сказал режиссер Никита Герасимов, говоря о том, почему цифровой театр был необходим. Он поделился с Moi-portal.ru воспоминаниями о своем творении — аудиопроменаде «Гражданин С».


В начале мая мне позвонили из «Космоса» и предложили поработать над спектаклем, который проходил бы для каждого зрителя отдельно. Мы еще помним времена, когда было нельзя гулять большими компаниями. Тогда родился аудиопроменад «Гражданин С».

С помощью Telegram-бота мы выстроили маршрут по улицам города, по которым можно услышать воспоминания некоего Сани. Он родился тогда же, когда родилась наша страна. С ним ты проходишь по всем невзгодам Тюмени начала 90-х и красоте 2000-х. Неразрывно с городом связана и жизнь главного героя.

Многие зрители были приятно удивлены схожестью своей жизни с жизнью главного героя, другие отмечали оригинальность решения, третьи отозвались как о приятной прогулке, четвертые не пришли (смеюсь). В общем, как и на любом другом спектакле, отзывы разные. Что же касается нас, создателей спектакля, мы были рады любой возможности контакта со зрителем, пусть и такой, дистанционной, так уж мы театралы созданы.

Новые жанры, кстати, всегда появлялись «не во имя, а вопреки». Они всегда были направлены на разрыв привычных отношений театра и зрителя. Я думаю, рождение цифрового театра, если даже он и не закрепится в чистом виде, как минимум открыло такое понятие как «цифровая сцена». Вы только подумайте, сколько новых возможностей для коммуникации со зрителем. Теперь артист может общаться не только на прямую, но и через огромные расстояния. Возможно, скоро появится возможность общаться и через время. О последнем нам подсказывает развитие искусственного интеллекта и «цифрового бессмертия». А если короче, у цифрового театра нет будущего, он сам и есть будущее.