Как не провалить собеседование или переговоры: методы и техники от тюменского эксперта

Впечатление, которое мы производим на человека при первой встрече, является самым важным. Особенно, когда нужно показать себя с лучшей стороны при устройстве на работу или во время переговоров. Тюменский тренер по голосу Александра Пинчук рассказала редакции Moi-portal.ru, насколько голос и возможность уверенно говорить влияет на результат собеседования и как комфортно чувствовать себя во время важных встреч.

Собеседование — это всегда нервное событие, которое подразумевает встречу с потенциальным работодателем. Его главная цель — познакомиться, понять, насколько стороны подходят друг другу, и обсудить все детали сотрудничества. Многие люди не воспринимают данные встречи всерьез, надеясь на русское привычное «авось». Однако так делать нельзя, поскольку к любому разговору, который решает дальнейшую судьбу человека, необходимо подходить ответственно.

Как подготовиться к собеседованию?

Александра Пинчук, основатель школы вокала «Пин-код» и тренер по голосу, рассказала, что заранее перед любым собеседованием важно отвлечься от суеты и конфликтов, составить план разговора, предположить, какие могут быть заданы вопросы, и подготовить на них ответы.

«На собеседование нужно прийти подготовленным: собрать свои документы сразу же. Если работаете или написали заявление об увольнении на предыдущем месте работы, важно знать, когда вы имеете возможность приступить к обязанностям у нового работодателя», — поделилась Александра Пинчук.

 


Как вести себя во время разговора с работодателем?

Лучше всего на собеседование приходить первым или последним. Если это групповое собеседование — важно проявлять инициативу. Инициативных чтят, если это руководящая должность, если линейная, то проявляйте размеренную предприимчивость. Не бросайтесь на амбразуру, но и не оставайтесь в тени. Безынициативных 100% не рассматривают на руководящие должности.

Здоровайтесь и представляйтесь первыми, улыбнитесь. Будьте доброжелательны ко всем, кого встретите. Смотреть в глаза нужно во время беседы и во время самопрезентации или когда слушаете собеседника. Но будьте внимательны: собеседник может испытывать дискомфорт, если постоянно смотреть ему в глаза, поэтому иногда направляйте свой взгляд между глаз или на лоб.

«Важную роль в процессе собеседования играют жесты. Они должны быть открытыми, а также нельзя зажиматься, ведь язык тела легко считывается. Во время разговора стоит говорить максимально честно, если вы скрыли какую-то информацию, то помните, что работодатель имеет возможность уточнить ее у предыдущего работодателя», — говорит девушка.

 

Если это уместно, то расскажите о своих провалах и как из них выбирались. Поделитесь мнением, почему хотите работать именно здесь и какие цели преследуете. Не хвалитесь, но не забывайте, что важно подчеркнуть сильные стороны, чтобы работодатель понимал, что они у вас есть. В конце обязательно поблагодарите за уделенное время и внимание. 

Никогда не говорите плохо о предыдущем месте работы. То, как вы отзываетесь о своем прошлом работодателе, влияет на вывод нынешнего. Он может предположить, что вы можете точно так же отзываться и о нем. В этом случае стоит говорить факты только по существу. Например, если выплаты осуществлялись не вовремя, то можно этот момент отметить. Но важно сообщить не только минусы, но и плюсы. Рассказать о том, какой опыт вы получили, работая в той компании, и отметить положительные стороны. Это может быть решающим фактором при решении принять или не принять вас на должность.

Как голос влияет на ход разговора?

Голос и уверенность в себе влияют на донесение информации, оставляют неизгладимое впечатление о вас. Необходимо разговаривать спокойно, размеренно, делая интонационные паузы и отмечая важные факторы интонацией. Дыхание должно быть размеренным, речь не торопливой и не медленной. То, как вы разговариваете, может рассказать о вашей работоспособности. Медленно работаете — медленно говорите, если быстро говорите, соответственно, возможно, вы торопыга и невнимательный человек.


«Еще есть такое понятие, как тембр голоса — он играет важную роль. Писклявый или очень низкий голос слушать тяжело. Есть множество упражнений на тембр голоса, их важно отрабатывать, если вы чувствуете, что вам не хватает некоторых ноток в голосе. Смотрите собеседнику в глаза. Слушайте и не перебивайте того, кто проводит собеседование», — добавила Александра.

Как правильно реагировать на провокационные вопросы?

Не реагируйте агрессией на агрессию. Спокойно и аргументированно отвечайте на вопросы. Говорите честно, тактично используя особую технику «вопрос на вопрос», или отвечайте «никогда не задумывался», если не знаете — откровенно говорите «не могу ответить на этот вопрос, но обязательно уточню». Нужно показать, что вы заинтересованы в том, чтобы узнать и привнести в компанию больше.

Как вести себя во время переговоров?

Что касается переговоров, то здесь тоже существуют правила, методы и техники успешной беседы. В первую очередь переговоры — это доверие. Во время разговора важно относиться к другим так, как хотели бы вы, чтобы относились к вам. В самом начале постарайтесь психологически адаптироваться к ситуации, проанализируйте партнера.

«Клиентам стоит быть вежливыми, говорить правду, не быть слишком эмоциональными и четко рассказать о ценностях компании. В свою очередь инвесторам не нужно хвалиться и набивать себе цену. Важно рассказать о своих взлетах и падениях, говорить о преимуществах вашего бизнеса и не пытаться угодить», — рассказала тюменский специалист.


На что стоит уделять особое внимание при подготовке и во время переговоров?

До переговоров всегда необходимо составлять план. Как можно больше стоит узнать про своего собеседника, о его целях и потребностях. В этот период нужно расслабиться и абстрагироваться. Во время разговора чаще называйте имя собеседника, помните о его проблеме, но не забывайте про свою цель. Существует отличный метод — зеркалить переговорщика, задавать открытые вопросы и проговаривать основные договоренности по ходу беседы и в финале. Уже после переговоров возьмите паузу, отдохните, приведите эмоции и мысли в порядок и еще раз зафиксируйте все договоренности.  


Александра Пинчук, основатель школы вокала «Пин-код» и тренер по голосу