Что изменилось?
По состоянию на 27 апреля у россиян нет доступа к таким соцсетям, как Twitter, Instagram* и Facebook*. Twitter и Facebook* были заблокированы Генпрокуратурой еще 4 марта в связи с «распространением площадками недостоверной общественно значимой информации по тематике специальной военной операции на Украине», Instagram* — спустя 10 дней. Изменения также коснулись соцсети TikTok: 6 марта она запретила пользователям из России загружать новый контент и вести прямые трансляции. Более того, теперь россияне не могут смотреть видео зарубежных создателей контента.
Медиаисследовательская компания Mediascope 20 марта проанализировала аудиторию заблокированных соцсетей. По состоянию на 15 марта, первый день после блокировки, количество активных пользователей в Instagram* снизилось на 16% и продолжает падать по сей день. Что касается Facebook*, то к 20 марта ее аудитория уменьшилась на 40%, при этом аудитория Twitter снизилась вдвое. Только аудитория TikTok осталась стабильной.
Mediascope также проанализировала то, куда распределялась российская аудитория в марте 2022 года. Самый большой прирост зарегистрирован в Telegram: по состоянию на 15 марта мессенджером пользовались на 50% больше пользователей. Отечественные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» тоже показали рост на 20% и 5% соответственно.
Более того, исследовательская компания Brand Analytics сравнила долю русскоязычных постов до и после блокировок. В результате стало очевидно, что больше всего выросло количество постов во «ВКонтакте», Telegram и «Одноклассниках». В заблокированных соцсетях русскоязычный контент уменьшился: в Instagram* постов стало на 30% меньше, в Facebook* — на 16%, а в Twitter — на 5%.
В незаблокированных соцсетях также растет количество активных авторов. В то же время Telegram уступает Instagram*: 934,1 тысячи против 1,1 миллиона. Эксперты предполагают, что уже в апреле Telegram может занять второе место или уступить его «Одноклассникам».
Что и как создается уже сейчас?
На фоне оттока аудитории из заблокированных соцсетей российские разработчики представили альтернативные варианты. Например, бывший сотрудник «Яндекса» Дмитрий Маринин представил замену Instagram* — Now для публикации фото. Сейчас пользователям доступны профили пользователей, фотопубликации, комментарии, лайки, лента публикаций, поиск пользователей, просмотр активности и уведомления. Из последнего разработчики добавили возможность ставить хэштеги, делиться публикациями с другими пользователями и выбирать между светлой и темной темой приложения.
Несмотря на то, что приложение уже функционально и его скачали 100 тысяч человек, оно доступно лишь в формате бета-теста на IOS и Android. Пользователи отмечают, что хотели бы видеть в интерфейсе возможность перенести данные и публикации из Instagram*. Некоторые сообщают о том, что страдает скорость выгрузки фотографий и обновления изображения профиля, но разработчики пообещали разобраться с этой проблемой в следующем патче.
О том, есть ли шансы у Instagram* вернуться в Россию, читай в нашей новости
Чуть позднее российский AppStore покорила Fiesta — соцсеть для публикации фото и видео, которую разработал Асламбек Тесаев. После публикации в апреле 2022 года она собрала уже 150 тысяч загрузок, при том что вышла эксклюзивно на IOS (Android версия будет выпущена позднее). Большим преимуществом стартапа пользователи считают уже оформленную базу пользователей, что значительно повышает оптимизацию приложения. Fiesta позволяет пользователям редактировать профили, пользоваться мессенджером и создавать беседы, выкладывать «сториз», подписываться на других авторов, просматривать ленту подписок и создавать мероприятия на интерактивной карте.
При этом новая соцсеть, как и остальные, требует для регистрации имя, почту и пароль. Номер телефона сообщать необязательно, но для пользования приложением необходимо подтвердить электронный адрес. Также пользователи отмечают, что в приложении доступна авторизация через Apple ID или аккаунт в Google. Из минусов тестировщики отмечают не самое высокое качество фотографий и видео, а также отсутствие тэгов, которые значительно упростили бы навигацию по публикациям. В том числе для публикации доступны только квадратные фото, а возможность удобного переключения между аккаунтами отсутствует.
Еще одним нашумевшим и представленным публике стартапом стал «Грустнограм» – монохромная соцсеть с фотографиями «для грустных». В веб-версии разработчики предлагают пользователям «выкладывать грустных себя, показывать грустных других, грустить вместе». О запуске проекта стало известно в 28 марта, а уже 19 апреля томская студия Eticon на добровольных началах выпустила приложение в AppStore и Android. Отличительной чертой «Грустнограма» стали черно-белые фотографии и разбитое сердечко вместо лайка: остальной интерфейс дублирует архитектуру Instagram*.
Разработчики признаются, что вчетвером создали проект за неделю. В итоге к «Грустнограму» присоединились 120 тысяч талантливых и эмпатичных соотечественников не только в России, но и по всему миру. В соцсети опубликовано уже 200 тысяч фотографий, а сайт посетили более 400 тысяч человек.
Еще одним отечественным аналогом соцсети также может стать Россграм.
Мы скачали некоторые приложения, чтобы их протестировать. Визуальная победа приходится, конечно, на "Грустнограм" — идеальный монохром и уникальная анимация разбивающегося сердечка. Но из-за того, что приложение только начали верстать, чувствуется отсутствие плавности при скроллинге. Также в "Грустнограме" и Now заметно не хватает внутреннего мессенджера — без него соцсети не чувствуются соцсетями. В этом вопросе, очевидно, лидирует Fiesta: редактируемый профиль, много разделов, директ и даже планер встреч (мы создали там нашу планерку). Но всем трем приложениям еще предстоит поработать над оптимизацией — загрузка фотографий проходит невероятно долго, по единице за раз, а итоговое качество сильно отличается от оригинала.
Что дальше?
Мы поговорили с куратором академических программ «Яндекса» Ильей Бибилиным и узнали, как скоро, по его мнению, россияне смогут пользоваться новыми соцсетями и что изменится для тех, кто вел блог и бизнес в запрещенных на сегодняшний день сервисах. По его словам, новые стартапы — качественно сделанный продукт, который в перспективе сможет заменить продукты Meta*. В силу того, что главный удар пришелся на Instagram*, эксперт полагает, что отечественным соцсетям еще предстоит наладить механизм монетизации и понять, как это будет работать в условиях введенных против России санкций.
Эксперт также отметил, что для этого нужны механизмы государственной поддержки, которые находятся в разработке. По его мнению, уже к концу 2022 года в России появится рабочая альтернатива Instagram* и Facebook* с отлаженными процессами рекламы и монетизации. В то же время Илья пояснил, что разработчикам следует занять свою нишу и не пытаться охватить все сегменты рынка, в том числе зарубежного — в таком случае функциональность приложения может быть поставлена под вопрос, ведь многие из тех функций, которые были заблокированы в Facebook*, уже доступны в других соцсетях, например во «ВКонтакте».«Сейчас значительные ресурсы разработчиков должны уходить в том числе на то, чтобы привлечь в приложение инвесторов и сформировать понятный механизм рекламы. Многие приложения создаются на общественных, почти альтруистических началах, что здорово и круто, но основной потерей пользователей Instagram* и Facebook* стала возможность монетизировать свой контент. В перспективе это может привести к тому, что россияне узнают больше о локальных стартапах и смогут ориентироваться на отечественный рынок товаров и услуг», — рассказал редакции Moi-portal.ru Илья Бибилин.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.