Знакомимся с тюменским Sonder Zine. История, особенности, трансформация зин-культуры

Зин — форма творческого самовыражения, представляющая собой издание, сделанное своими руками. Это способ самовыражения профессионалов и любителей своего дела. Moi-portal.ru пообщался с создателями тюменского студенческого зина Sonder и его участниками, изучил историю появления этой культуры, его особенности, примеры, смыслы, а также посетил выставку-коллекцию зинов, которая проходила в Тюмени в декабре.

Что такое зин и откуда он взялся?

Сложно подобрать точное определение, полностью описывающее зин. Если смотреть издалека, то его можно назвать журналом, тем более именно от слова magazine (англ. журнал) и отделилось название zine. Хотя от профессиональных глянцевых изданий он отличается кардинально: обычно это полностью сделанная вручную малотиражная книжка, не имеющая ограничений по форме, цензуре и смыслу. Здесь суть преобладает над исполнением, но и этот самобытный внешний вид придает работе определенную эстетику.

Все началось в США в начале XX века с появлением фанатских сообществ. Сам термин fanzine был введен поклонниками научной фантастики, а потом уже перенят в широкое употребление. То есть небольшая группа людей выпускала издания для себя и своих друзей, основываясь на определенной теме и своих интересах. Это могли быть журналы, листовки, книжки, комиксы — любая форма, которая была подвластна художникам, поэтам, фанатам, музыкантам, фотографам, субкультурам и всем, кому хочется и кому есть что сказать. Распространялись зины из рук в руки или по почте.

Британские панк-зины 1970 годов. Фото: wikimedia

Авторы зинов не признавали политической цензуры и не следовали принятым законам оформления, высказывались остро, интуитивно и честно. После научной фантастики популярными темами для зинов стала рок- и панк-музыка, позже начали поднимать темы социального и гендерного неравенства. Известно, что многие известные писатели, например, Брэдбери и Лавкрафт, публиковали свои первые произведения в зинах буквально для одного тиража из 6-8 экземпляров. С расширением интересов создателей начинают появляться и разновидности зинов: newzine — новостной, предшественник независимых СМИ, personalzine — посвящен конкретному человеку, clubzine — внутри какого-либо клуба, позже появился e-zine — Интернет-зин и другие.

Как писал Дмитрий Лихачев о литературе советского времени: «самиздат существовал всегда». Действительно, история самиздатов в СССР обширна и сформирована в особенную литературную эпоху. Мы это к тому, что эти самые переписываемые вручную тексты тоже напоминают эстетику зинов: небольшие бюджеты, необычные решения оформлений, осторожное распространение материалов только для «своих». Для большинства авторов того времени самиздат — единственная возможность быть опубликованными. Самиздат после перестройки уже больше соотносится с культурой зинов. Все-таки эти два понятия не абсолютные синонимы, но общие черты наделяют их схожим смыслом.

Сегодня зин-культура не забыта: заинтересованные организуют фестивали (московский «ГРАУНД ЗИН фест»), открывают выставки (челябинская коллекция «Беспечатники»), создают творческие объединения и микроиздательства («Неизвестный человек»), а авторские зины зачастую можно найти в независимых книжных своего города. Но при этом самодельные журналы не перешли в массовую культуру: зины создавались в условиях андеграунда раньше, продолжают быть эксклюзивными и сейчас.

Зины в Тюмени 

Если раньше зины являлись частью протеста, то сейчас зин — это скорее дополнительная и необычная форма самовыражения авторов. Границы возможностей форматов настолько размыты, что уже не всегда понятно, что именно можно назвать этой формой самовыражения. Есть мнение, что и страница автора в социальных сетях — зин, просто цифровой. 

Особенность зина — малотиражность, поэтому их не так просто приобрести. Если среди ваших знакомых нет интересующихся этой культурой, то вряд ли вам в руки когда-либо случайно попадал этот самодельный журнал. Но существуют независимые книжные и ведущие публичные аккаунты авторы, которые рассказывают о зин-культуре. В Тюмени в книжном «Никто не спит» можно узнать историю зин-художника Гоши Елаева, полистать зин-комикс «За углом» — альтернативный путеводитель по городу о местах силы от 24 художников, посмотреть на комиксы от студенческого инди-издательства «Космическая корова».

Выставка «Беспечатники», зин «За углом». Фото автора

Также с 1 по 8 декабря в мультицентре «Контора пароходства» проходила выставка «Беспечатники», на которой были представлены зины из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Тольятти, Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени. Самодельные книжки разделили на примерные категории, а выставка имела формат библиотеки: понравившиеся зины можно почитать, полистать, узнать об авторах у организаторов. Были представлены зины-дневники, зины-журналы, самиздат про феминизм, воспоминания, психические отклонения, даже целый зин про лужи.

Sonder Zine

Осенью этого года в тюменском арт-сообществе презентовали зин от творческого объединения SONDER ART. Оно появилось благодаря студентке Школы перспективных исследований (ШПИ) Анастасии Костаревой. Именно по ее инициативе Sonder начал существовать как студенческое сообщество с целью создания арт-объектов. Результатом работы с откликнувшимися участниками стала выставка DestructivePlasticity, прошедшая в ШПИ и «Конторе пароходства». Это была история про травму, переживание, внутренние конфликты и внутреннюю боль.

Фото с выставки DestructivePlasticity

Позже от арт-объектов организаторы перешли к формату зина. Проект получил финансирование на тюменском грантовом конкурсе «ЦЕХ» и был реализован за 2 месяца. Темой первого выпуска Soner Zine стал «Сон», презентация состоялась в октябре в «Конторе пароходства». Сейчас идет активная работа над вторым изданием, уже выходящим за рамки гранта. По словам руководителя объединения Анастасии Костаревой, Sonder — это про то, что каждый человек, которого мы встречаем, имеет такую же комплексную жизнь, как мы, что люди не одиноки:

«При создании Sonder Zine у нас была цель привлечь внимание к культурному арт-кластеру Тюмени и дать возможность творческим ребятам реализовать свой потенциал. Это важно, потому что все, что мы сейчас можем делать, — находить точки опоры в искусстве, культуре в целом и держаться только там. Во всей концепции Sonder мы выступаем за свободу слова и самовыражения, потому что ее отсутствие губительно для художника, невозможно творчеству быть в каких-то рамках. Мы даем авторам тему, даем слово и даем возможность быть глубже и слушать себя».



В команде три постоянных участника: руководитель проекта Анастасия Костарева, smm и pr-менеджер Аделя Шихова и креативный редактор Влада Гребнева. Остальные ребята приходят и уходят по запросу и по желанию. Работа происходила довольно быстро и интуитивно. Сама концепция была разработана за неделю, на первый зин заявки подали около сорока участников, их работы отбирались по стилистике, философии и потенциалу.

«Я хотела сделать журнал про искусство, но в Тюмени уже есть газета "Вы" и журнал Contour, поэтому нужен был новый формат. Как раз Влада предложила сделать зин, и мы начали изучать его историю и особенности: ходили в "Никто не спит", расспрашивали художников, узнавали больше про эту культуру. Параллельно с этим мы проводили опрос "Достаточно ли выставочных пространств для художников?". Мнением большинства оказалось, что нет. И мы поняли, что в этом формате заключается огромная философия, потому что мы не стали делать журнал об арте как информационный или рекламный проект, мы сделали переносную выставку. Из журналов мы берем только то, что нам нравится», — рассказала Анастасия для Moi-portal.ru.


Первый выпуск. О смыслах и участниках

Тема для Sonder Zine дается художникам довольно обширная. В первом выпуске участники размышляли о сне в своих стилях и интерпретациях. В основном были представлены работы художников и фотографов, но были и небольшие текстовые работы. Из особенностей можно выделить то, что выпуск билингвальный — текст дублирован на русский и на английский. По словам организаторов, это подчеркивает международное проявление искусства. На двух языках, например, написано стихотворение студентки лингвистического факультета Арины Третьяковой.

«Я увидела информацию о зине в социальных сетях и оставила заявку. Я не ожидала, что это будет командная работа: каждый автор творил самостоятельно, а общий проект мы и сами увидели только после печати. В идее зина мне больше всего откликнулась возможность самовыражения и формат. В стихотворении "Ее назвали Вера" я рассказываю о важности сна в жизни человека с болезнью», — поделилась Арина.

Над зином работали авторы не только из Тюмени, но и из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы. Один из участников как раз недавно переехал из нашего города в Питер и участвовал дистанционно. Леонид Харлов работает в стиле глитч-фотографий — искусство ошибки и цифровых помех:

«Узнал о зине от подруги, в первом выпуске опубликовано три моих работы. Понравилось, что организаторы так открыты к новым художникам и к самому разному искусству. Из-за расстояния с командой особо не контактировал. Отправил фотографии, текст, и получилось все хорошо. Это первый раз, когда мои работы где-то напечатали».


Фото участников с презентации Sonder Zine в Тюмени

Тюменская художница Лера Уткина работает в разных направлениях: от экспрессионизма до лайфстайла. Лера, как и организаторы, является студенткой ШПИ и участвовала в SONDER ART еще с первой выставки, рисовала для нее картины на холсте. В первом выпуске зина были представлены ее небольшие зарисовки.

«Идея выпуска "Сон" напомнила мне о лете. Это время ассоциируется с определенным наслаждением, которое было схоже со сном, то есть с некой имитацией реальности. Смысл, который я вкладывала в работу, описан на странице зина. Но я думаю, что каждый волен интерпретировать ее по-своему, поэтому мое собственное видение не считаю важным. Сложно сказать, что я работала в команде — это скорее был достаточно пассивный отчет о прогрессе проделанной работы в разные этапы. Отправляла несколько работ, и очень расстроил момент, что причины, почему некоторые из них не были приняты, были оглашены уже после публикации зина и не было хоть какой-либо возможности исправить качество работы», — поделилась Лера.


Командой участники встречались дважды: на первой встрече делали коллажи и обменивались творческими идеями, на презентации зина представляли уже свои готовые работы. По словам организаторов, в процессе работы помимо дизайнерских и творческих проблем возникали и вопросы, связанные с юридической стороной работы, например, с авторскими правами.

«Мало людей, которые занимаются искусством, задумываются об авторских правах, но мне, как организатору, нужно думать об этом в первую очередь. Это интересная вещь, которая не находится на поверхности и которую я продолжаю изучать подробнее, и в целом вопрос авторского права почему-то в России не первостепенный. Мое осознание тоже было достаточно поздним, но мы подписали с художниками соглашение, что я не могу использовать их работы где-то еще, а у них нет претензий», — объяснила Анастасия Костарева.


Второй выпуск

Тема второго выпуска — «Качество жизни» с подзаголовком «быть». Sonder Zine больше не являлся грантовым проектом, новый выпуск спонсируется частным лицом. Заинтересованных в сотрудничестве и финансировании было несколько, по словам организаторов, тюменцам понравился формат и качество Sonder Zine.

«Первый выпуск подарил нам второй: были классные отзывы, на презентацию пришли более 80 человек. Когда мы разносили зин по городу, было много запросов о выпуске следующего. Новое издание будет похожим, но появятся вставки со статьями, будут и арт-объекты. "Качество жизни" — концепция, которая существует уже давно, и художники смогут интерпретировать это слово по-своему. Эта тема напрямую связана с инвестором», — сказала руководитель проекта.



На сегодняшний момент прошли первые встречи с участниками, на этот раз к списку авторов из разных городов и стран добавились авторы из Амстердама и Польши. На реализацию творческих идей художникам дано 11 дней, а презентация запланирована на начало 2023 года. Перед авторами стоит непростая задача: сделать качественную работу за короткий промежуток времени или выбрать из уже имеющихся материалов. 

Судьба зинов

Столетняя история зинов показывает, что они могут либо навсегда остаться в true-формате, либо рано или поздно при большой популярности и амбициях организаторов перерасти в журнал. Это естественная эволюция, соблазн и живой интерес к монетизации и оплате труда авторам. На той же выставке «Беспечатники» зин Sonder лежит в разделе «Это могло быть в вашем киоске». В этом есть смысл: среди сшитых вручную газетных листов, среди неожиданных форматов, материалов и тем Sonder больше прочих претендует на глянец. Он выходит уже с периодичностью, имеет верстальщика, редакторов, партнеров, постоянных авторов. 

Зин — интересная и хорошая возможность реализовать свои задумки, здесь не требуется большой бюджет и одобрение издательств. Вдохновением и идеей для создания своего зина может стать что угодно, а почувствовать себя дизайнером, автором и издателем может каждый.

Валерия Гринашко для Moi-portal.ru