Пластический отрыв и очарование юности. На «Живых лицах» победил спектакль из Санкт-Петербурга

Черные силуэты, красный свет, причудливые изгибы тел. Актеры зачем-то стоят на носочках. «Есть ли что-то на земле, что-нибудь на земле, что имело бы значение и могло бы даже изменить ход событий не только на земле, но и в других мира?», — разрезает тишину первый и главный вопрос спектакля.

Эту фразу зритель услышит и не раз, но в разных контекстах. Как и многие другие строчки и стихотворения Даниила Хармса, которые лежат в основе пластического спектакля «Что это было?» театра «Мастерская А.Я. Алексахиной». Спектакль показали в рамках XII Международного молодежного театрального фестиваля «Живые лица».

Сына революционера и потомственной дворянки — Даниила Хармса — в театральной среде любят. Писатель много экспериментировал с текстом, отказывался от норм русского языка. Хармс был один из ярких представителей направления авангард в отечественной литературе. По форме его стихи напоминают детские, а точнее то как дети сами рифмуют, при этом в подчас дерзких строчках зашита тонкая, понятная взрослым, ирония. 


Выбор литературного материала для студентов 4 курса, а именно они играют в театре из города на Неве, более чем понятен. Хармс дает полный простор для игры, дурачества и позволяет совершенно органично быть на сцене эдакими кидалтами в белых футболках и бриджах (kidult, с англ. kid — ребенок, adult — взрослыми), Питер Пенами, которые внешне вроде бы выросли, а им только дай вволю подурачиться. 

И гости из Санкт-Петербурга как раз дурачатся и пластически иллюстрируют строчки Хармса и играют собирательные образы ровесников и ребят чуть помладше. То мы наблюдаем за тем, как девушка явно перебрала со спиртным и поэтому на сцене передвигается только превращая каждый шаг в шпагат. То влюбленная девочка-девушка сетует, что «что уже два дня не вижу я предмета», а увидев, буквально не может от него отлипнуть. Дуэт через движения показывает история безответной влюбленности, где как бы молодой человек не пытался убрать руки барышни, она вновь оказывалась рядом с ним, как липучка. 


Вообще любовная линия всплывает то тут, то там на протяжении спектакля. И все истории разные. Где-то девушка неверно поняла поведение парня, начала навязываться, а он настолько почувствовал власть, что переступал через нее, бросал, наступал. И это все не фигуры речи, актеры на сцене показывали абьюзивные отношения. Где-то страсть, вспышка, сцену вновь заливает красным светом, актеры становятся настоящими акробатами с животными повадками и иллюстрируют курортный роман, где возможно люди даже не знают имен друг друга. Где-то двое влюбленных и белых одеждах целуются не сценически, а по-настоящему, и целуясь делают поддержки, танцуют и все это не отрываясь друг от друга. 

«Что это было» сложно назвать спектаклем в привычном его понимании, так как это вовсе не повествование, а яркие мазки, как в картинах абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока. Когда он рисовал, а зачастую разбрызгивал краску по холсту, в картине могли найти проволоку и сигаретные окурки. Он называл это «живописью действия», так как использовал силу тела для написания картин, нередко танцевал. Его картины сравнимы джазовой импровизации, но уже в музыке. 


В «Что это было?» отсутствие четкой и предсказуемой структуры невольно заставляет зрителя быть включенным на протяжении всего действия. Отчасти спектакль по-хорошему напоминает цирк не только количеством акробатических элементов и шоу от девушки-силача с обручем и девушек изображающих коней в балетных пачках, но и тем самым эффектом неожиданности. В какой-то момент уже сам себе начинаешь задавать вопрос «А что это было?». Но ответ приходит быстро, ибо все образы, который выбрал режиссер Максим Пахомов довольно легко считываются, но при этом не теряют ни в эстетики, ни в зрелищности. К примеру, парень, который несколько минут безуспешно пытается встать на баскетбольный мяч. Он встает и падает, встает и падает, а в итоге читает стихотворение Хармса «Тебя мечтания погубят». 

Сам Пахомов является еще «вторым режиссером» театра Ненормативной Пластики, поэтому он перемещает акценты со слов на тело. И этот принцип хорошо сработал и со спектаклем театра «Мастерская А.Я. Алексахиной»: строчки Хармса были помощником в повествовании, которое шло в основном на языке рептильного мозга, благодаря которому мы понимаем жесты. Молодые актеры из Санкт-Петербурге им владеют в идеале. А еще глаза их горят, как горят у студентов, которые играют первые большие спектакли. Все в духе Хармса. Заслуженное гран-при фестиваля. 


Текст: Дарья Вехтева 

Фото: группа театра «Мастерская А.Я. Алексахиной»