Закрытие конкурса «Снять за 72 часа»: репортаж с тюменского «Оскара»

В Тюмени 27 августа состоялось закрытие всероссийского проекта «Снять за 72 часа». Участники конкурса — кинематографисты из разных городов России — представили жюри около тридцати короткометражных фильмов. Редакция Moi-portal.ru посетила тюменский «Оскар», чтобы рассказать о событии из первых уст.

В тюменском «Киномаксе» собраны все атрибуты маленького кинофестиваля: баннеры с логотипом «Снять за 72 часа», фотозона и, разумеется, красная ковровая дорожка. Дресс-код «black tie», заявленный организаторами, соблюдается вольно и с неохотой, но оно и понятно — участники, приехавшие из разных уголков страны, не могли захватить с собой смокинг или вечернее платье, а потому ходят по ковровой дорожке, как есть: в джинсах и футболках. Зато улыбаются друг другу и проходящим мимо посетителям кинотеатра, как голливудские звезды.

«Снять за 72 часа» — фестиваль, который несколько лет назад был локальным событием тюменских кинематографистов. Теперь он собирает актеров, режиссеров, сценаристов и операторов со всей страны.

«В 2018 году в конкурсе участвовала только Тюмень и было два направления: фото и видео. Дальше мы решили идти в киноиндустрию с более профессиональными участниками. В этом году в рамках конкурса было снято 28 работ, а участники собрались более чем из сорока городов России», — рассказывает организатор проекта Анастасия Малахова.

Анастасия признается, что она бы тоже могла снять фильм за 72 часа, если бы в 18 лет ей сказали, что попасть в кино гораздо проще, чем она предполагает: для старта нужны лишь организаторские способности, чтобы помогать съемочной группе. Кино занимаются настоящие фанатики, и организатор тоже отчасти относит себя к ним, поэтому она обещает подумать о своем участии в следующем году. 

Вспоминая конкурсы прошлых лет, Анастасия Малахова рассказывает о том, как в 2019 году был приз в номинации «Лучшая роль второго плана». Так получилось, что тогда победителем стал водопроводный кран, так как почти в каждом проекте кто-то открывал кран или умывался. В этом году такой номинации нет.

«В 2019 году ребята сняли фильм "Прощение", в котором приняла участие актриса Снежана Самохина. Он был удивительным в том плане, что складывалось ощущение, будто съемки проходили не в Тюмени. Ребята писали проект про путешествия, и у меня закралась мысль, что они наснимали до конкурса. Потом, когда мы обсуждали их фильм с коллегами, мы поняли, где находятся эти точки, но по первому впечатлению Тюмень показана с очень необычной стороны», — вспоминает Анастасия.

На три дня съемок в Тюмени собрались профессионалы своего дела. Иван Пруцков ранее работал на телевидении, а сейчас монтаж видео — его основная профессия. В конкурсе он тоже участвует не впервые, в 2019 году он уже снимал фильм за 72 часа.

«В этом году появились ковидные ограничения, и это очень сильно сковывает. В прошлый раз было проще искать людей для съемок, сейчас приходилось все переводить в онлайн либо действовать гораздо быстрее. В прошлый раз вроде бы и времени было столько же, но казалось, что его больше, просто потому, что все люди рядом и к любому можно подойти», — делится впечатлениями Иван.

Однако «Снять за 72 часа» стал площадкой самореализации не только для профессионалов, но и для любителей. Юлия Бескова приняла участие в одном из короткометражных фильмов в качестве актрисы, но профессионального образования у нее в этой сфере нет — этим летом она окончила медицинский вуз.

«Я училась на стоматолога и получила образование в области медицины. Актерское мастерство — это мое хобби. Я играла в студенческом театре, участвовала в областной и всероссийской Студенческой весне в номинации "Театр". Постоянно оттачиваю навыки, необходимые в этой сфере», — рассказывает Юлия.

Снять фильм за трое суток — стресс. Во время съемок, особенно таких непростых, что-то часто идет не по плану. В одной из сцен персонаж Юлии должен был выпасть из окна, а актриса очень боится высоты и падений:

«Вся съемочная площадка, вся команда поддерживала меня. В прямом смысле — за ноги и за руки, чтобы я не свалилась до того, как начнется "мотор". Перебороть этот страх было самым сложным испытанием».

Прямо с красной дорожки участников и гостей приглашают в зал кинотеатра, где на большом экране покажут лучшие фильмы проекта, по мнению жюри. Перед началом эксперт конкурса, сценарист и режиссер Раиля Каримова говорит участникам, что все они лучшие, ведь им удалось собрать команду и снять фильм за 72 часа:

«Ни в коем случае не надо останавливаться. Самое лучшее — это снимать, потому что никто никогда не расскажет о том опыте, который можно получить на съемочной площадке. Мы можем давать советы, что-то комментировать, но это ничто по сравнению с полученным опытом».

Победители конкурса представлены в восьми номинациях. Гран-при фестиваля взял фильм «Полеводчане», автором которого стал Владислав Емелин из Екатеринбурга.

Иван Ядров, также приехавший из Екатеринбурга, за три дня снял фильм «Призрак», который взял сразу несколько номинаций: «Лучший режиссер», «Лучшая идея» и «Лучшая актриса».

Уроженец Нефтеюганска Дмитрий Домрев, принявший участие в фильме «Из темноты», стал лучшим оператором. Автор картины — Владимир Мотырев из Москвы. Также лента взяла номинацию за лучшую работу звукорежиссера.

Приз за лучший сценарий в фильме «Пока меня не было» забрали москвичи — Валерия Демина и Евгений Вихарев. Картина «Ставка» участника из Перми Сергея Разгулина взяла номинацию «Лучший актер».  

Все фильмы конкурсантов, кроме рекомендованных к фестивальному продвижению, опубликуют в группе проекта, поэтому возможность ознакомиться с ними будет у всех.

Фото из группы «Снять за 72 часа» в социальной сети «ВКонтакте»