Пять километров «Хоббита» и роботы-проекторы: как работает тюменский кинотеатр

Наверняка ты хоть раз задавался вопросом о том, что делает киномеханик, когда идет фильм, или как вообще выглядит комната, в которой находится проектор. Команда Moi-portal.ru вместе с киноинженером Александром Афонасьевым и директором тюменского филиала «Киномакс» Екатериной Ляшенко прогулялись по секретным коридорам кинотеатра и узнали, как все работает на самом деле.

В торговом центре «Кристалл» расположился пока единственный кинотеатр сети «Киномакс» в Тюмени. Раньше еще один находился в «Космосе», однако тот кинотеатр был создан по франшизе и по факту не являлся филиалом компании. С момента открытия не только дизайн пространства претерпел изменения, но и его технические составляющие:

«Изначально у нас было три пленочных зала, однако потом мы заменили проекторы на цифровое оборудование, затем появилась технология Atmos, а не так давно в одном из залов вместо лампы установили лазерный источник света — новейший тренд в кинотеатрах», — рассказал киноинженер Александр Афонасьев.

Сейчас в кинотеатрах нет как таковых киноинженеров — все настолько автоматизировано, что даже сообщения об ошибках киноинженер Александр Афонасьев получает в Telegram. Раньше киномеханики вручную ставили фильмы и перематывали пленку. Теперь же за них работают цифровые серверы, в которые через Интернет загружается расписание фильмов, и они сами выключают в зале свет и включают кино в определенное время. Поэтому, если на фильм никто не купил билеты, сеанс все равно запускается, однако через некоторое время система понимает, что билеты не проданы, а в зале никого нет. Тогда зал выключается.


«Конечно, может случиться сбой оборудования. Обычно нас подводит электричество, когда, например, во время грозы выключается свет. Но через время мы снова включаем фильм, чтобы зрители могли его досмотреть. Иногда из-за этого приходится сдвигать сеансы и начинать следующие с задержкой», — поделился Александр.

В разговоре с редакцией Moi-portal.ru Александр признался, что в профессию попал случайно: увидел, что есть вакансия возле дома, пришел попробовать и теперь трудится в этой сфере уже 11 лет. До «Киномакса» в торговом центре «Кристалл» он работал в кинотеатре торгового центра «Солнечный». По его словам, обучать там особо было некому, поэтому пришлось разбираться во всем самостоятельно. Тогда, 11 лет назад, в кинотеатрах еще стояли пленочные проекторы — для них фильмы поставлялись в бобинах в виде пленок. Один фильм мог составлять три-четыре километра пленки и весить от восьмидесяти до ста килограммов.

«Самый большой фильм, который я видел, — это первая часть "Хоббита". Он шел три часа, а длина пленки составляла пять километров», — рассказал Александр.



После того, как показ пленочного фильма заканчивался, его отправляли на переработку, расплавляли, а после из полученного материала снова делали пленку для съемок. Рекламные ролики и трейлеры, которые зрители могли увидеть перед показом, тоже были записаны на пленку, которую приклеивали скотчем к основному фильму. Также бывало, что во время фильма не хватало ленты и ее приходилось менять максимально осторожно, чтобы гость, сидящий в зале, ничего не заметил.

«Один раз была интересная история. Это, кажется, тоже "Хоббит" был. У нас заклинило один из моторов, и на половину киноаппаратной размоталась пленка. Потом пришлось несколько километров сматывать вручную», — вспомнил Александр.

Пленочные фильмы вряд ли можно было отнести домой, чтобы незаконно выложить в Сеть, однако и сейчас у киноинженеров это тоже не получится. До некоторого времени кинотеатры получали часть фильма через Интернет, а вторую часть им привозили на жестком диске, который после окончания проката картины приходилось отправлять обратно. После пандемии кинотеатры экономят, поэтому фильмы приходят полностью по Сети в специальном закодированном формате. Чтобы их показать, нужно получить специальный ключ, который идет на оборудование в определенном зале. Это значит, что фильм, который предназначен для показа в четвертом зале, не получится посмотреть в третьем или где-то еще. Также у каждого ключа есть свой срок действия, поэтому после окончания проката картину просто удаляют, чтобы не занимала лишнее место.

В помещении с проекторами должна поддерживаться температура +17 градусов, а также должно быть сухо, поэтому вся техника, с которой транслируется фильм, расположена под крышей торгового центра. Отметим, что все проекторы находятся в одном помещении, несмотря на то, что показы оттуда идут в разные залы кинотеатра.



Размер кинополотна в каждом зале отличается, однако фильмы специально под экран никто не подгоняет. Есть всего два формата — широкоформатный «скоп» и более квадратный «каше». При постройке кинотеатров учитываются именно эти форматы, и экраны создаются именно для них. Перед тем, как пустить новый фильм в кинотеатр, киноинженер смотрит, как «села» картина на экран, при этом фильм целиком он не смотрит. Однако с фильмами проблемы возникают крайне редко, а вот рекламу, которую присылают в кинотеатр, отсматривают обязательно, потому что нередко бывают проблемы со звуком. В таких случаях на оборудование ставится метка, чтобы при запуске ролика на экран звук был тише или, наоборот, громче и совпадал с громкостью общей аудиодорожки.

Проектор для 3D-фильмов мало чем отличается от обычных. Эффект 3D создает специальная лупа, которая двигается к проектору и разделяет изображение на два, когда кино транслируется на экран кинотеатра. Это, как и многое другое в «Киномаксе», происходит автоматически.


«Наша гордость — это большой зал, в котором 455 мест. Это единственный такой по размерам кинозал в Тюменской области. Экран в нем — 20 метров по диагонали», — рассказала директор тюменского филиала сети кинотеатров «Киномакс» Екатерина Ляшенко.

Также этот зал оснащен системой Dolby Atmos — в нем расположено несколько десятков колонок, каждая из которых отвечает за отдельный канал. Это позволяет лучше погрузиться в атмосферу фильма:

«Например, в фильме показывают школьный класс, и зритель может по звуку определить, откуда именно идет звук: он под партой, над партой или где-то позади. Это создает эффект присутствия, а теперь представьте, как это будет звучать, если вы смотрите концерт», — отметил Александр.



Помимо этого, в «Киномаксе» есть зал, оснащенный креслами «Д-БОКС», которые вибрируют и склоняются одновременно с событиями на экране, что тоже способствует лучшему погружению в сюжет картины. Для кресел «Д-БОКС» создатели фильма специально прописывают отдельную дорожку. Однако эти кресла учитывают вес тела человека, поэтому автоматика может не загрузиться, если на сеанс пришел ребенок.

Фильмы от Marvel, да и некоторые другие киностудии иногда радуют зрителей сценами после титров. Мы попытались узнать, можно ли перемотать титры, чтобы не смотреть долгий список имен создателей фильма. Екатерина Ляшенко рассказала, что теоретически сделать это можно, однако по договору кинотеатр обязан показать фильм полностью — от начальных титров до заключительных:

«Бывает, что прокатчики сразу вшивают в свой фильм трейлеры или рекламу, которая идет вначале, и мы обязаны показать это от и до. Если кинотеатры перематывают это, то они нарушают соглашение с прокатчиком».

Недавно в кинотеатрах стали показывать не только фильмы, но и шоу, которые выходят на YouTube. Екатерина отметила, что большого прорыва не произошло — это просто расширение ассортимента, которое работает на свою целевую аудиторию. Помимо обычных фильмов и интернет-шоу, в «Киномаксе» можно также посмотреть аниме, записи спектаклей, балетов и концертов, причем не только симфонических оркестров, а еще и популярных сейчас среди молодежи групп, таких как корейский бойз-бенд BTS.

От пиратства кинотеатр защищают контролеры, которые проверяют залы, а также происходит проверка режимом ночного видения через камеры, которые установлены в залах. Также прокатчики ставят метки на фильмы, которые не видно обычным глазом, однако, если пиратская копия фильма попадает к ним, они могут выяснить, в каком кинотеатре была сделана запись. После этого компания-прокатчик может перестать отдавать фильмы этому кинотеатру или дает после нескольких недель проката, когда основная выручка уже собрана.



Расписание кинотеатра выстроено так, что контролерам нужно последовательно запустить три зала и проверить те, из которых только что вышли зрители — посмотреть на чистоту и забронировать те места, которые испорчены, чтобы люди на них не сели. После этого подходит время для следующего запуска, а также во время фильма контролеры обязаны несколько раз проходить в зал и проверять на пиратство.

Если фильмы после проката посмотреть уже никто не может и их приходится удалять, то афиши и картонные фигуры кинотеатр может отдать посетителям. После окончания проката интересующей тебя картины ты можешь обратиться к менеджеру смены «Киномакса» и попросить постер с любимым актером. Продавать их кинотеатр не имеет права.

В ближайшее время в «Киномаксе» тюменцев ждут сразу два спецпоказа, на одном из которых покажут голливудскую картину. Уже сегодня, 6 сентября, зрители смогут увидеть фильм «Три тысячи лет желаний» от создателей «Безумного Макса», а 26 сентября — российскую картину «Далекие близкие».