Константин Мильчин: «В урну кинешь бумажку – в литературного критика попадешь»

Главный редактор сайта «Горький» Константин Мильчин в рамках Областной студенческой весны выступил для тюменской молодежи с лекцией «Нескучно о культуре». Редакция сайта Moi-portal.ru побеседовала с журналистом и выяснила, с чего начать писать новичкам, что сейчас в тренде, и с каким животным литературный критик ассоциирует культуру.

Кто такой Константин Мильчин?

Это литературный критик, журналист, филолог, главный редактор литературного портала «Горький». В различное время работал редактором отдела культуры журнала «Русский Репортёр», обозревателем газеты «Ведомости. Пятница», вёл телепередачу «Переплёт» (канал «Style TV»), имел постоянную рубрику на радиостанции «Business FM». Публиковался в журналах «Иностранная литература», «Русский репортёр», «Time Out» и в других изданиях.


О самообразовании, знакомстве c респондентом и белых листах

– Обучение других – это самообразование. На таких встречах с молодыми коллегами есть некая иллюзия обмена опытом. Лекции подталкивают не лениться, потому что при написании текста, понимаешь, что ты будешь рассказывать журналистам, как нужно правильно и интересно писать. Так удовлетворяет ли твой текст хоть чему-то, о чем ты будешь рассказывать молодежи? А вопросы от коллег помогают понять, чего может не хватать лично тебе.

– Во-первых, при создании рецензии на произведение искусства нужно тщательно познакомиться с продуктом (будь то книжка, фильм или выставка). Во-вторых, важно демонстрировать наличие знаний во время интервью, беседы или просто встречи с человеком. В-третьих, необходимо помнить про некоторую идею, которая должна быть в любом тексте. В-четвертых, для статьи всегда придумывайте новую форму подачи текста.


– Когда не знаете с чего начать писать текст, напишите выходные данные. К примеру, у книги или фильма будет Иван Иванович Иванов, семья Ивановых, издательство или продюсер Иванов. Это полезно как новичкам, так и опытным журналистам, так как у многих бывает боязнь белого листа.

– У меня есть тексты, которые перечитываешь и думаешь «какой кошмар», а иногда, наоборот, «да, так сейчас уже не умею». Да, я боюсь написать скучно, боюсь написать теми же словами, а ещё боюсь, что однажды на землю врежется метеорит. Все чего-то боятся…

Литературный критик в каждой урне?

– Сейчас популярно кино – в него вход легче. Фильм длится от полутора до 2,5 часов, посмотрел, зашел в социальную сеть и уже пишешь рецензию. Но наиболее популярны обзоры в YouTube, при этом на них можно зарабатывать хорошие деньги.

– Сейчас есть некий бум книжного блоггерства. Раньше я говорил, что нас, литературных критиков, всего 20 человек на всю страну, то теперь бываешь идешь по улице, плюнешь в урну, а там сидит книжный критик, с самолета выкинешь бумажку, а там – критик. Впрочем, меня радует такая тенденция на увеличение интереса к чтению.


– Нельзя просто так взять и начать писать о чем-то. Да, с кино и книгами легче, потому что мы что-то видели, читали, смотрели, и возникает некая иллюзия, что мы можем написать отличный отзыв, к примеру, на роман 20-летней давности Фредерика Бегбедера. Однако очень важно любому человеку, который хочет заниматься критикой любого направления, иметь представление о развитии данного жанра.

Издания, как пример для рецензий, а ещё пару слов о кошках

– Если бы культура была животным, то я бы ассоциировал её с кошками. С одной стороны, культура не может без меня, а с другой стороны сама по себе. Вот так же и представители кошачьих.

– Всем тем, кто хочет начать писать рецензии, советую, конечно же, читать наше издание «Горький», также мне нравится, как пишет литературный критик Галина Юзефович на «Медузе». Если брать иностранные СМИ, то это Guardian, а также есть такой чудесный сайт – Literary Hub, где можно найти для себя много полезного.

Подробнее смотрите в интервью: