Российское современное искусство в Музее Словцова: Бэтмен и «Неуловимые мстители» на фоне ковра

В музейном комплексе имени И.Я.Словцова проходит выставка «Всё не то, чем кажется» – спецпроект 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Это своеобразная антология современного искусства Урала и Сибири, да и страны в целом. И это настоящий глоток свежего воздуха.

Почему? Потому что она даёт понять, что волнует молодых художников. Авторы из Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Тюмени, Нижнего Тагила, Москвы и Санкт-Петербурга размышляют о важных вещах – неожиданно, своеобразно, психоделично. Им интересны примерно одни и те же темы: город, советское прошлое и его мифы, позднесоветское детство, природа и цифровой мир. Очень многие обратились к естественным материалам – камням, мху. Это выглядит как поиск чего-то подлинного, живого, фактурного, рельефного – в противовес цифровому.

Анна Черепанова из Тагила, например, создаёт мозаичные скульптуры из камней и стекла. Проект «Объем памяти» – о том, что сегодня информация оторвана от её первоначального носителя. Флешка, а на ней – целая библиотека. Анна спорит с этой тенденцией: её скульптуры несут на себе отпечаток конкретного места и времени. И во всём этом видна большая жажда чего-то настоящего, не связанного с гаджетами и ритмами города.


Иван Снигирёв из Екатеринбурга в своём «Плюшевом мире» вспоминает о… ставшем уже мемом ковре. Том самом настенном ковре из детства, который каждому когда-то было интересно разглядывать. Это реликт советской эпохи, отпечатавшийся в головах у всех, кто застал эпоху конца 80-х-начала 90-х. Ковёр у Снигирёва живой – это мультимедийная инсталляция. Толчком для её создания послужил рассказ знакомой художника, которая выросла в небольшом уральском посёлке, где во времена её детства по вечерам очень часто выключали свет. Рядом с её кроватью висел ковер с оленями, и когда темнота сгущалась, девочке казалось, что олени оживают и двигаются. И вот молодой художник размышляет об утрате детства в современном мире и ностальгирует о временах, когда дети развивали свою фантазию.


Кристина Горланова из Екатеринбурга тоже размышляет о памяти. Ее работа так и называется – «Бери и помни». Помните детскую игру с разламыванием куриной косточки, похожей на рогатку? Кристина воспроизводит эти косточки из мха, бересты и шишек, собранных в загородном доме, где проходило её детство. Осколки детства, памяти.


Александр Бажнов из Екатеринбурга с помощью мозаичной работы «Исеть» протестует против современных технологий благоустройства городов – на его взгляд, бездушных. В противовес им он создает мозаику из камня – фактурного, живого материала.


Работает с советскими мифами москвич Андрей Сяйлев. «Полное собрание сочинений» представляет собой скульптуру из кирпичей, мимикрирующую под реальное издание собрания сочинений Ленина. Эта работа – остроумная рифма «книжный том – кирпич». 

«Кирпичами» мы называем стоящие на наших книжных полках большие книжные тома – как правило, те, которые никогда не были и не будут прочитаны и в принципе никому не нужны. Есть ощущение, что «Полное собрание сочинений» – работа о том, что советские символы, будь то сочинения Ленина или медный горн, давно утратили свой смысл, превратившись в пустышки, пустую оболочку, напоминающую о чём-то, но, по сути, для многих уже бессмысленную. В этом отношении совершенно нет разницы, кирпич перед тобой или реальный том из собрания сочинений вождя.


Владимир Абих из Санкт-Петербурга размышляет об ошибках коммуникации в работе «Мы русские, с нами Бог!». Проект Абиха – это видео его эксперимента: если положить рядом два смартфона и включить на обоих функцию распознавания голоса в онлайн-переводчике, то можно увидеть, как искажается любая фраза, если её много раз перевести с русского на английский и обратно. 

Так фраза «Мы русские, с нами Бог!» постепенно превращается в «мы русские плетёные», «много зла», а в итоге – внезапно – в «Господь Шива»! Очень тонкая ирония: с нами Бог… Шива. Это тоже игра с мифом, мифом современным (и давним) об «особом пути» и святости России. И одновременно – это о том, что даже в наше, казалось бы, высокотехнологичное время возникает очень много ошибок при передаче информации, ошибок в коммуникации. Автор утверждает, что в его видео нет монтажа и вообще вмешательства – только техника, «общение» двух смартфонов.


Видеоработа арт-группы «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга – это снова – советский миф. На видео четыре всадника – герои фильма «Неуловимые мстители» – не уходят в закат, в светлое будущее, как было в кино, а, напротив, возвращаются к нам. И это производит зловещее впечатление: как зомби всадники приближаются к нам то ли из прошлого, то ли из будущего, которое так и не наступило.

Арт-группа «Варенъе Организм» из Москвы играет в словотворчество: в итоге «бессмысленные» слова и фразы обретают смысл – очень актуальный и современный. Здесь и «Глупотребление», и «Попкорность», и «Страны это странно».


Александр Суриков из Красноярска возвращает нас к теме города. В его картинах – фрагменты городской среды, отрывки объявлений и вывесок. Слова, разделенные на части, приобретают новый смысл. «Щи и фрукты», «матология», «ясли ад» – окружающее нас информационное поле, при взгляде под определённым углом, даёт простор для фантазии.


Алиса Горшенина из Нижнего Тагила в психоделичной серии фоторабот «Русское инородное» запечатлела себя на фоне деревни, в которой прошло её детство. Автор назвала это «своего рода ритуалом очищения от страшных образов, которые преследуют жителей маленьких уральских деревень». Фотографии выглядят устрашающе, но органично – в умирающих русских деревнях, кажется, что-то такое и происходит.


Виктор Корьякин из Екатеринбурга в проекте «Новые герои» изображает героев современной поп-культуры – например, Бэтмена – в виде деревянных статуй, похожих на языческие. «Супергерои» прошлого и настоящего таким образом обретают странное, забавное равенство.


Работа Дмитрия Булныгина из Москвы «Кошмар Удэгейца» – очень галлюциногенная. Перед нами огромные грибы, сквозь которые «прорастают», движутся городские магистрали, вырастают крыши многоэтажек. В аннотации читаем: «Кошмар Удэгейца» (прим.ред. «Удэгеец» – условное обозначение коренного народа, привыкшего к традиционному укладу, к жизни в единстве с природой) – антиутопическое сновидение, галлюцинация. Зритель видит, как город наступает, погружается в кошмар этого полувымышленного персонажа, в котором цивилизация вытесняет природу».


Это не все работы, представленные на выставке. Посетить её определенно стоит, если вы хотите открыть для себя совсем новое измерение и поразмышлять о важном.

 

Текст написан Натальей Авериной для Moi-portal.ru