«Накрылись одеялами и записали»: интервью про первый подкаст о провинциальных театрах

Почему люди не ходят в театр, кто такой театральный маркетолог и как продвигают театры в небольших городах? Хочешь узнать ответы на эти вопросы, тогда читай интервью с театроведом из Петербурга Ольгой Власовой и специалистом по связям с общественностью и рекламе в драмтеатре Нижневартовска Мариной Репик о первом подкасте «SMM глухого театра».

Что послужило для вас главным мотиватором, когда стало понятно: мы садимся и делаем подкаст?

Марина: Я не думала о подкасте до лета, но я остро чувствовала какую-то необходимость общения с коллегами, хотелось видеть комьюнити. Летом я начала активно погружаться в обилие подкастов и наткнулась на Кристину Вазовски, она делает 5 подкастов параллельно, и все они в топе. У нее есть курс для начинающих, я послушала ее вебинар об идее подкаста, и вначале мне просто было интересно, как все устроено, но потом что-то выстрелило, и я четко поняла: мне нужен этот подкаст!

Ольга: Но идею нам подсказала сама жизнь! Идея ведь зачастую — 50% всей работы, это не вымученная история, а наша необходимость.

Марина: Наши коллеги, делясь впечатлениями, вначале думали: откуда у них время? А потом все стало очевидно — это наша боль, в хорошем смысле. То, чем мы обязаны делиться. Подкаст лишь способ.

Ольга: Сейчас то, чем мы делимся внутри подкаста, откликается у многих сотрудников театра. Причем неважно каких театров: крупных или провинциальных. Наша задача — находить эти больные точки в нашей работе и освещать их. Наша ниша узкоспециализирована. Мы хотим делиться практическими рекомендациями. Сама идея была сформулирована давно, она в воздухе обитала. Название пришло к нам посредством игры слов: глухой — захолустный, провинциальный театр, не восприимчивый к внешнему и новому, и, конечно, отсылка к аудиоформату, но каждый внутри него видит свое, и это тоже прекрасно! 

Все-таки внутри самого названия есть важная часть, а именно — SMM. У вас есть альма-матер театрального SMM?

Марина: Сейчас театральный SMM только-только создается. Четких специалистов нет в принципе. Я слежу за тем, кто близок нам. Это Павел Гуров, Алексей Ткачук.


Ольга: Нет необходимости в специализированном театральном SMM. Вся история с SMM идет от продвижения бизнеса через соцсети. Я познакомилась с маркетингом с точки зрения ивентов и услуг, но вся механика легко применима и к театру. Я слежу за Дмитрием Румянцевым и Дамиром Халиловым. Это те люди, которые сделали SMM своей профессией и были одни из первых.

Марина: Специфика есть лишь в том, что есть независимые театры и государственные. О ней, например, говорить важно. Мы, в частности, говорим о государственных, потому что сами работаем там. У нас просто все сложилось. Когда летом я осознала, что хочу делать подкаст, то была в поиске звуковика и была очень удивлена тем, что мой сводный брат занимается звуком. Сейчас он помогает нам в записи, даже стал автором нашего джингла.

Почему именно подкаст? Почему не видеоформат?

Марина: Мы сели, накрылись одеялами и записали. Это гораздо проще для нас. К тому же, когда мы ездим на фестивали, нам просто брать интервью у гостей подкаста, для этого не требуется гигантского количества аппаратуры. А если говорить серьезно: я представляла того, кто будет слушать наш подкаст. Например, молодая девушка с ребенком в перерыве между своими делами вставила наушники и уже мчится покорять горизонт, подкаст для нее самый удобный способ.

Ольга: Мне кажется, Марина лукавит. Дело не в «проще». Мы сами — фанаты подкастов. Подкаст для такой темы — самая верная площадка. Для меня в этом есть что-то очень современное. Ты можешь быстрее выпускать информацию, она быстрее дойдет до слушателя. В нынешнем цейтноте это, безусловно, актуально.

Марина: Да и в принципе — это очень личная история. Это разговор с другом, где ты выслушиваешь и принимаешь. Даже рекламе в подкастах доверяют больше!

Ольга: Как будто мы записали нашим друзьям множественные голосовые сообщения в мессенджерах! Интонация доверительного разговора для нас очень важна.

Направленность подкаста устремлена на работников провинциальных театров, и не всегда продвижением там занимаются молодые люди. В этом отношении у вас были метания по поводу формата?

Ольга: Я вообще против эйджизма. Моя мама, к примеру, обожает аудиокниги, для меня тема возраста не является преградой.

Марина: На различных видеохостингах коллегам старшего поколения бывает даже сложнее разобраться, чем в подкастах. Здесь все просто: нажал кнопку, и информация пошла. К тому же наш подкаст представлен на всех возможных площадках, это комфортно. Недавно, кстати, узнала, что даже «Одноклассники» запустили свои подкасты, было бы интересно отследить статистику там, хотя подкаст на этой площадке еще не запущен.


Ольга: Все-таки это не коммерческий проект. У нас нет четких рамок, дедлайнов и обязательств. Мы играем с формой, видим по обратной связи от наших коллег, как это отзывается. Для нас это абсолютный вызов. Когда мы говорим об SMM в подкасте, мы сами осуществляем его.

Марина: Действительно, до этого мне казалось, что я нахожусь в полной изоляции, вокруг нет тех, кого заботят вопросы продвижения театра так же, как и меня. Сейчас, осуществляя диалог с гостями, я понимаю, что мы не одиноки.

Ольга: Если в вашем городе существует лишь один театр, где труппа — человек двенадцать, то очевидно, что никакого комьюнити театральных маркетологов и нет. Мы даем возможность ощутить себя частью такого сообщества виртуально. 

Все же, если в воздухе витает вопрос о будущей популяризации подкаста, продумываете ли вы его особые формы для зрителей, а не для коллег?

Марина: Общедоступных подкастов, в смысле информации, сейчас много. Мы бы не хотели заниматься такой историей. Нам важно довести информацию прежде всего до товарищей по цеху, а после те, кого правда заботят интересы театра, его новые смыслы, смогут присоединиться. Все-таки то, что мы вкладываем в подкаст — не только для продвиженцев театра. Это и для руководителей, и для актеров. Им тоже важно понимать реальную ситуацию, которая происходит вокруг.

Были ли проблемы с привлечением гостей?

Ольга: Люди профессиональные всегда живо откликаются. Это ведь общая задача, тем более мы обращаемся с конкретными вопросами. Конечно, в нашем названии есть SMM, но и «глухой театр» тоже, а его мир бесконечен.

В планах у нас сейчас закончить первый сезон. Для меня очень важно ощутить серию, там и драматургия выстроится. Сезон у нас осмысленно театральный: начиная с осени, заканчивая летом.

Марина: Такой сейчас период возник — время подумать. Мы думаем с помощью подкаста, потому что, когда формулируешь свои мысли и проблемы, ты внезапно находишь решение. Своего рода профессиональная терапия, обобщение и структурирование опыта.

Ты можешь послушать их подкасты на iOS и Android, а также на Яндекс.Музыке и «ВКонтакте».


Анна Миронова для Moi-portal.ru