«Появилось больше возможностей»: основатель агентства элитной недвижимости о бизнесе

Олег Торбосов — пример успешного предпринимателя. Сейчас молодой человек владеет агентством элитной недвижимости Whitewill. Офисы его компании расположены в Москве, Дубае и Лондоне. Редакция Moi-portal.ru поговорила с Олегом Торбосовым о молодежном предпринимательстве, успешном бизнесе во время пандемии и преградах на пути развития своего дела.

Как построить успешный бизнес во время пандемии?

Один из моих учителей говорил: «Дождь идет на обе команды. Если ты играешь на футбольном поле, нет такого, что одни играют на сухом, а другие на мокром». Ограничения для всех одинаковые, и нужно понимать, как ты можешь заработать в таких условиях. Допустим, у нас клиенты не могли прилететь в Лондон, поэтому мы начали торговать онлайн. Нет какого-то конкретного универсального метода, который подскажет, как действовать в ситуации появления ограничений. Все зависит от сферы, от вводных данных.

Правильного ответа нет. Нужно искать выход, исходя из своего набора. Это так же, как если бы спросили: «Как лечить болезнь?». Каждая болезнь лечится по-разному: если болит голова, нужно одни таблетки пить, если кровь идет — другие, если проблемы с нервами — третьи. В бизнесе то же самое. У кого-то может, наоборот, с приходом пандемии бизнес только вырос. А у другого совсем умер.

Какие препятствия могут возникнуть на пути предпринимателя?

Одной из типовых в бизнесе является проблема с клиентами: слишком мало, совсем нет или очень много. Ты их теряешь, получаешь плохие отзывы. Также большие сложности несут сотрудники, могут быть трудности с поиском подходящих. А может, наоборот, у тебя будет столько желающих, что ты не знаешь, как их отобрать: кого взять, а кого нет. Берешь — а они не справляются. Разных сложностей много, но среди них нет нерешаемых.

Как отслеживать тренды в бизнес-среде? Нужно ли это делать?

Предсказывать, что выстрелит — отдельное искусство. Как только что-то становится трендом, уменьшается доходность. То есть проходит основная волна, и все, кто попал в нее, получат свои дивиденды. Но сливки собирать сложнее, когда товар уже на хайпе.

Я за трендами никогда не гнался, потому что работаю в очень консервативной сфере — сфере недвижимости. Другие предприниматели следят. Я больше смотрю за трендами в маркетинге: например, как люди взаимодействуют между собой сейчас или как бизнес может попасть в их поле зрения.

Нужно ли бизнесмену развивать бизнесмену соцсети?

Если человеку нравится публичность, то блог может быть для него классным инструментом. Однако качество публикаций определяет то, насколько ты будешь успешен в социальных сетях, поэтому, если создание контента дается тяжело, я советовал бы не пересиливать себя. Это будет выглядеть посредственно, искусственно, вымученно. Я считаю, что правильно заниматься тем, что приносит тебе удовольствие. Если ты через силу эти соцсети ведешь, потому что тебе сказали SMMщики: «Нужно быть публичным и вести соцсети», то это выглядит натужно, неестественно, как натянутая улыбка.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать предпринимателем?

Бизнес — это всегда про неопределенность. Ты точно не знаешь, что может происходить, можешь лишь предполагать. Соответственно, способность предсказывать — одно из качеств предпринимателя. Ты должен понять, станет ли твоя сфера или ниша востребованной или нет.

Второе — это умение действовать в ситуации неопределенности. Ты не знаешь всех вводных, поэтому должен научиться находиться в таком состоянии неведения. Многие из наемных сотрудников не любят такое состояние. Им больше нравится предсказуемость, стабильность. А вот предприниматель должен быть в этой нестабильной среде.

Ну и, конечно, умение грамотно коммуницировать. Качественное общение вообще для всех людей хороший навык.

Как изменился бизнес под влиянием цифровых технологий?

Он упростился: стало проще вести дела и обмениваться идеями. Мессенджеры, онлайн-встречи упрощают взаимодействие людей между собой. Скорость принятия решений растет: нет необходимости находиться в офисе, чтобы провести какое-то собрание или встречу, можно заниматься своими делами, например, ехать на фитнес и поучаствовать в рабочем совещании. Цифровые технологии повлияли на маркетинг, управление. И даже на взаимодействие клиентов и компаний — сейчас многие через WhatsApp чуть ли не квартиры покупают.

Вы за удаленный формат работы?

Я не за и не против. Это один из способов. У нас какие-то сотрудники работают дистанционно, какие-то вживую. Здесь от сферы зависит. Водитель, допустим, не может уйти на удаленную работу, как бы он ни хотел. А бухгалтер может. Это особенность специализации.

Что вы думаете о молодежном предпринимательстве? Возможно ли это развить в нашей стране?

Это невозможно остановить. Молодые ребята сами решают, что им делать: пойти в бизнес или строить профессиональную карьеру, заниматься спортом или творчеством. Я вижу, что благодаря интернету многие из них получили возможность создать бизнес с минимальными вложениями, который приносит достойные деньги.

Это касается и ведения блогов, которые позволяют продвигать не только развлекательный контент, но и образовательные программы. Если ты умеешь классно играть на гитаре, у тебя есть аудитория, то можешь создать обучающий продукт «Как научиться играть на гитаре» и заработать на этом деньги.

Можешь продавать товары через интернет, можешь в классический бизнес пойти. Появилось больше возможностей. Раньше, мне кажется, у наших родителей в молодом возрасте 18-20 лет было меньше опций: либо институт, либо армия, либо работа. Сейчас ты можешь открыть свою компанию уже после школы. А некоторые и в школе открывают. Это классно!

Есть ли поддержка со стороны государства?

Я считаю, что это очень плохой тон — надеяться на какую-то поддержку. Если ты будешь рассчитывать построить что-то на чужие деньги, государственные деньги — это нехороший план, мне он не нравится.

Государство не должно мешать и выполнять свою часть: улучшать налоговые системы, создавать инфраструктуру, вовремя и достойно платить зарплаты нашим потенциальным клиентам. Но точно не нужно рассчитывать на то, что за тебя кто-то что-то сделает. Так не работает.

На каком этапе бизнеса можно выходить на международный рвнок и задумываться о международном сотрудничестве?

На любом, это зависит от сферы. Если у тебя кафе в Тюмени, то, наверное, нет смысла задумываться о международном сотрудничестве. В таком случае главное — наладить хорошее питание для людей здесь. Если ты продаешь какие-то высокотехнологические товары, которые будут востребованы в мире — да хоть с первого дня можно продавать за границу. Главное, иметь понимание, как это делать. Не вижу никаких преград: открывай компанию, ищи инвестора, переводи все на английский, испанский, китайский и продавай. Если будут покупать — классно.


Совет начинающим предпринимателям от Олега Торбосова:

Гарантированно что-то будет не получаться, и в этот момент важно не закиснуть и воспринимать это как опыт, а не как наказание или нерешаемую проблему. Бросить всегда можно успеть. Но классно продолжать делать попытки для того, чтобы получить самое лучшее чувство — наслаждение от собственных достижений. Для того, чтобы прожить его по-настоящему, нужно пройти через этапы, когда ты учишься и что-то не получается. Будут сложности с сотрудниками, партнерами, клиентами, поставщиками… Классно, когда ты через это все прошел, натренировался, научился и получил легкость, профессионализм. Тогда это приносит настоящее удовольствие.