AliExpress для бизнеса: Дмитрий Селихов рассказал, как продавать на маркетплейсе

У многих распродажа 11.11 ассоциируется с AliExpress. С 2014 года в этот день сотни миллионов пользователей из разных стран совершают покупки с большими скидками. Но как функционирует эта площадка и почему она становится популярной у предпринимателей? Об этом редакция Moi-portal.ru поговорила с региональным менеджером Alibaba Cloud, бывшим директором по развитию бизнеса AliExpress Russia Дмитрием Селиховым.

Какое значение имеют маркетплейсы для России и мира?

Для мировой индустрии маркетплейс стал поворотным событием. Эту модель придумал Джек Ма в 1999 году в квартире, в китайском городе Ханчжоу. Именно тогда появилась первая B2B платформа, которая позволила миллионам производителей из Китая выходить на зарубежные рынки. В дальнейшем эту идею стали внедрять другие внутренние и международные компании, ритейлеры (например, Amazon), B2C-платформы.

В нашей стране AliExpress — первая площадка, которая изначально исповедовала такую бизнес-модель. Маркетплейс отвечает на все изменения, но в разных странах они происходят с разной скоростью. В России поворотным моментом стал прошлый год, он только ускорил события, к которым мы бы пришли через 3-5 лет.

Какие проблемы решают маркетплейсы?

Люди получают возможность посмотреть сотни миллионов товаров в одном приложении: продукция иностранных брендов, которую нельзя купить в России, и товары отечественных предпринимателей, недоступные в онлайн-ритейле. Сегодня маркетплейсы — это про продажи от производителей или небольших компаний.

Предприниматели зарабатывают намного больше, потому что продают конечному потребителю. Людям надоело ходить по миллиону сайтов, которые существуют. Это крайне неудобно, а маркетплейсы довольно быстро реагируют на те изменения в поведении покупателя, которые происходят.

Когда предприниматель выходит на маркетплейс AliExpress Russia, у него очень большой выбор возможностей. До появления маркетплейса в нашей стране создание собственного полнофункционального интернет-магазина с доставкой и оплатой для предпринимателя было достаточно дорогим удовольствием. Точка входа в онлайн для малого и среднего бизнеса составляла несколько миллионов рублей с последующим инвестированием. Необходимо было вложиться в IT, в собственный маркетинг, логистику. В этой старой парадигме в онлайне экономически целесообразно было продавать только дорогие товары, у которых средний чек достаточно высокий, от 6 000 рублей.

Маркетплейсы предоставляют большую аудиторию, и за счет этого они имеют возможность предложить предпринимателю продавать товар любой стоимости, даже меньше 100 рублей. Это возможно за счет масштабных программ поддержки и партнерства с другими игроками рынка. Такую поддержку сложно получить самостоятельно.

Могут ли маркетплейсы снизить порог вступления на рынок?

Конечно. Допустим, на AliExpress Russia с предпринимателя не берутся платежи до момента успешных продаж. После — комиссия от 5 до 8% и интернет-эквайринг, то есть единая комиссия для продавцов. Мы освобождаем бизнесменов от уплаты наших процентов и расходов за логистику на первые 100 товаров.

Следующий момент — предприниматели, которые сотрудничают с блогерами или продвигаются в соцсетях, не платят комиссию. Например, бизнесмен, который уже имеет группу клиентов и продает товар в сообществе «ВКонтакте», может разместить там свое предложение со специальной ссылкой на платформу.

Есть ли перспективы в онлайн-продажах у молодых предпринимателей?

Онлайн-бизнес достаточно молодой. Более 80% покупателей на AliExpress — люди до 45 лет, а в качестве продавцов с нами работают представители малого и среднего бизнеса, самозанятые, чей возраст зачастую не превышает 35 лет. Торговля в сети подразумевает наличие какой-то экспертизы и собственного опыта потребления.

Мне кажется, доля молодых предпринимателей будет только расти, особенно с учетом того, что на маркетплейсах работать становится все легче и легче. В России рынок крайне интересен и будет показывать, наверное, самые высокие темпы роста, если смотреть по всем сегментам экономики. Поэтому сейчас самое время присмотреться к этому каналу.

На что стоит ориентироваться при выборе направления торговли?

Рассмотрим нашу платформу, где уже есть как минимум 29 млн клиентов. Даже на старте предприниматель должен осознавать, какие товары могут быть востребованы. Мы универсальный маркетплейс, у нас представлены все доступные для онлайн-продажи категории.

Aliexpress Russia — абсолютно открытая платформа, где можно собрать достаточно много информации о текущих продажах, товарах или продавцах, все есть в открытом доступе. Это позволяет посмотреть оборот и определить свои первые цели. Сегодня онлайн-торговля в России является более перспективной, наш рынок растет самыми быстрыми темпами в мире.

При планировании продаж я бы порекомендовал рассматривать локальные российские рынки, из-за быстрого роста заработок здесь будет выше, чем за рубежом. В среднесрочной перспективе можно смотреть на другие страны. Наша платформа является международной и позволяет взаимодействовать с иностранными рынками. Опыт, который продавец получит при взаимодействии с российскими потребителями, поможет быть успешным за границей.

Возможно ли создать успешный бизнес на маркетплейсе во время пандемии?

Только за год пандемии на нашу платформу вышли десятки тысяч предпринимателей. Сейчас на ней торгуют около 61 000 предпринимателей из России, и 80% из них — это малый и средний бизнес. Это можно считать ответом не только на вопрос «Возможно ли торговать в онлайне во время пандемии?», но и на «Нужно ли торговать в онлайне?».

Хочу отметить, что за прошлый год прибавилось более 10 миллионов россиян, которые начали покупать в онлайне. Почему я акцентирую внимание на аудитории? Сейчас изменились паттерны поведения покупателя, и онлайн-торговля представляет возможности, ранее недоступные. Для предпринимателей, которые так или иначе связаны с торговлей и производством чего-либо, маркетплейсы являются правильным решением для расширения каналов взаимодействия с потребителем.

Маркетплейс — это только про продажи?

Бизнес можно делать не только как продавец на платформе. Есть возможность работать в экосистеме вокруг маркетплейса, то есть предлагать свои сервисы и услуги продавцам. И это крайне потенциальная история.

При выходе на платформу необходимо выполнить некоторые шаги, но не у каждого бизнесмена есть время в этом разобраться. Поэтому есть компании, которые расскажут, какие условия необходимо выполнить, чтобы попасть из точки А в точку Б.

Некоторым нужна помощь с IT-частью, ее могут оказывать наши сервисные партнеры. Они решат вопросы автоматизации и интеграции, сэкономив время и количество работы. Другие сервисы предлагают свои услуги аналитиков: эти специалисты помогут сравнить цены, сезонность товаров и предложить подходящую категорию. Но наша платформа автоматически предлагает готовую информацию по всем параметрам.

Существуют предложения по контенту. От наполнения страницы зависит количество продаж. К сожалению, при выходе на маркетплейсы продавцы не обращают на это внимания, а по факту хороший контент дает конверсию или рост продаж на 30% в среднем. И поэтому есть много компаний, которые готовы предпринимателю сделать правильный контент, заточенный под нашу площадку.