«Место под солнцем»: управляющий франшизами Андрей Постников о том, как стать франчайзи

Франшизная модель ведения бизнеса набирает популярность по всему миру. Редакция Moi-portal.ru узнала у управляющего франшизами барбершопов «Супермен» Андрея Постникова о том, что такое франшиза, сколько это стоит и на какие риски идут предприниматели в случае ее покупки.

Франшиза — это вид рыночных отношений, когда одна сторона передает другой за плату право на определенный вид предпринимательства. Андрей Постников — управляющий франшизой барбершопов «Супермен», которая сейчас имеет около 150 точек по всей России. Андрей рассказал нам о своем пути, индустрии франчайзинга и поделился советами о том, как выбрать партнера для работы.

Расскажите про свой путь: был ли у вас бизнес до франчайзинга, как вы пришли в эту сферу?

— Впервые я открыл свой бизнес в 2018 году, мы занимались клубами виртуальной реальности. Тогда это было очень популярно, за два года их существования мы обрели большую популярность. К сожалению, в 2020 году случилась пандемия, и первой пострадала развлекательная сфера. Бизнес пришлось закрыть и искать что-то другое. Я начал рассматривать франшизы, которые имеют интересный и качественный продукт. Также выбирал по количеству постоянных посетителей, которые не просто повелись на рекламу, а приходят в компанию и остаются с ней надолго. Так вышел на франшизу барбершопов «Супермен». На сегодняшний день я представляю эту компанию, являюсь экспертом по франчайзингу и занимаюсь продажами.

Какие навыки из прошлого опыта своего бизнеса понадобились вам для управления франшизой? Можно ли этому научиться с нуля?

— Научиться навыкам управления извне можно. Например, есть очень популярная программа MBA. Тем не менее один из лучших методов получения знаний — практика. Когда ты проходишь все эти кейсы в жизни и сталкиваешься лицом к лицу с трудностями, которые возникают у предпринимателя, ты больше понимаешь эту сферу. Этот опыт бесценен. Из-за него я могу общаться с коллегами и партнерами на одном языке: я понимаю их страхи и боли, и мы можем делать такой продукт, который удовлетворяет все наши потребности.

Что прибыльнее и легче: начать свое дело с нуля или купить франшизу? 

— Насчет прибыли сложно сказать: есть стартапы, которые становятся «единорогами» и собирают миллиарды, а есть франшизы, которые прогорают. Конечно, существует статистика, согласно которой бизнес начинающего предпринимателя выживает с вероятностью 20%, при этом франшиза продолжает свою работу в 80% случаев. Модель франшизы дает больше уверенности в успехе, еще играет роль оптимизация расходов: вы не тратитесь на разработку бренда, дизайн и первоначальный маркетинг — все сделано за вас. В качестве первого бизнеса лучше выбирать франшизу, если бы я так сделал, то не допустил бы очень многих ошибок.

На что нужно обращать внимание при покупке франшизы?

— К сожалению, в России рынок франшиз слабо регламентирован. Существует достаточно много мошенников, поэтому я советую максимально углубляться в этот вопрос. В первую очередь, нужно пообщаться с реальными франчайзи: выйти в поля, найти точки, пообщаться с предпринимателями и взять у них обратную связь. Это основа основ. Важно также познакомиться с самим владельцем франшизы. Если человек сфокусирован на разработке своего продукта, на расширении возможностей, держит руку на пульсе индустрии — это положительно сказывается на работе всех точек. А если он открыл бизнес, вложил в него деньги, а сам уехал в другую страну и занимается чем-то другим — такую франшизу я бы не советовал рассматривать. Можно и важно проверить юридическую чистоту, для этого есть различные сервисы. Я бы еще посоветовал посмотреть на свой образ жизни, потому что есть какие-то франшизы, которые требуют максимальной погруженности, и ими надо заниматься 24/7, а есть франшизы, как наша, которые требуют часа в день. Нужно смотреть, насколько вы совпадаете по графику и насколько вам интересна и откликается эта сфера.

Может ли человек без опыта управления приобрести франшизу и есть ли у вас какие-то требования к потенциальным покупателям? 

— Обязательное требование — желание. Если мы видим, что человек имеет желание и хочет погрузиться в бизнес, то мы сработаемся. Есть франшизы, которые требуют определенных компетенций и опыта, у нас такого нет — все просто и прозрачно. На первой встрече с покупателем мы проговариваем наши правила игры, и если человека это устраивает, то мы продолжаем работу. Это история, как с замужеством: люди влюбляются и на первых этапах отношений думают, что готовы провести всю жизнь вместе, но у нас в стране 70% разводов. Как бы вы в самом начале ни старались найти идеального партнера для бизнеса, насколько правильным окажется ваш выбор — покажет только время.

Сколько нужно денег, чтобы приобрести франшизу?

— Сразу хотелось бы обозначить, что я не советую покупать первую франшизу на кредитные деньги. Лучше привлекать инвестиции. Да, у вас будут партнеры, с которыми придется делиться, но это намного безопаснее для бизнеса. На самом деле, многие готовы вкладываться в дело других и получать пассивный доход, поэтому найти инвестиции будет не так сложно.

У нас есть регламентированный паушальный взнос, то есть сумма, за которую предприниматель передает свои права на использование бренда. Для Москвы и Московской области он составляет 600 тысяч рублей, для городов с населением более 500 тысяч человек паушальный взнос — 500 тысяч рублей, а для маленьких городов — 400 тысяч рублей. Есть франшизы, которые готовы брать себе партнеров без первоначального взноса, а некоторые, наоборот, берут больше 1,5 миллиона рублей. У всех по-разному, мы находимся в рынке. В любом случае, за паушальным взносом должна стоять определенная ценность: у нас это обучение, бренд, фишки.

Какую поддержку и обучение вы предоставляете своим франчайзи?

— Для франчайзи у нас есть онлайн-школа управляющих, в которой разбираются все необходимые для работы аспекты. То есть все, что касается общения с мастерами, рекламы, отчетов. Этот формат разработан на базе успешных курсов: сначала мы даем теоретическую часть, потом тестовую. Также мы предлагаем внутреннее обучение, кураторство, когда можно договориться с одним из наших партнеров, чтобы он стал ментором. Помимо этого у нас есть большие очные встречи, где мы обмениваемся материалами работы, опытом, кейсами, рассказываем, какие материалы качают, какие нет. За каждым франчайзи закрепляется менеджер, который помогает в поиске локации, договориться с арендодателем и связаться с юристом.

Участвовали ли вы ранее в форуме «СУП», чего ожидаете от него? Какой опыт дает предпринимателям участие в подобных мероприятиях?

— Наш основатель Василий Михайлов участвует в форумах, но на СУП едем первый раз. Форум выглядит очень классно, там будет много наших знакомых, с которыми мы общаемся по работе. В целом, стараемся участвовать в подобных мероприятиях, общаться с представителями госструктур и обсуждать проблемы нашей индустрии. Такие мероприятия как путешествия: нужно обязательно в жизни куда-то ездить и обязательно участвовать в форумах. После них ты переосмысливаешь какие-то вещи в себе и своем бизнесе. Это ключевой момент, по крайней мере для меня. Второй важный момент — нетворкинг, это очень помогает развитию бизнеса.

Ведете ли вы коммуникацию со своими франчайзи после заключения сделки?

— Мы с партнерами на постоянной связи. Нет такого, что мы подписали договор и забыли про них. Отдел развития и поддержки — обязательная история для франшизы. Человек приходит в бизнес со страхами, поэтому мы всегда помогаем друг другу.

Какие тенденции и изменения в индустрии барбершопов вы наблюдаете и как они влияют на вашу франшизу?

— Сейчас люди уходят в эконом-сегмент, потому что в стране турбулентное время и нужно экономить. При этом люди не хотят терять в качестве. За последний год мы получили огромную аудиторию из молодежи, которая раньше платила 1,5-2 тысячи рублей за стрижку, а сейчас обращает внимание на более дешевые варианты. Мы убрали лишний сервис, например, бесплатный кофе, и поставили терминал для автоматизации работы. То есть мы можем давать цену на стрижку в 3-4 раза дешевле при полном сохранении качества.

Какие ошибки делают предприниматели при открытии франшиз? Как их избежать?

— Не действовать импульсивно. Важно проверять франшизу, связываться с действующими предпринимателями. Поскольку рынок не регламентирован, могут обещать что угодно: от окупаемости до инвестиций, поэтому нужно максимально внимательно изучать этот вопрос. Если вы уже выбрали пять добросовестных франшиз, нужно оценивать свои личные силы — насколько вы можете быть вовлеченным и сколько у вас средств. Нельзя открываться впритык, всегда должна быть подушка безопасности.

Сейчас время возможностей. Освобождается много ниш, есть много потенциала для развития, так как ушли западные компании. В целом, я хотел бы пожелать предпринимателям не бояться и стараться занять свое место под солнцем.

Андрей Постников расскажет о том, как управлять франшизой на форуме «Слет успешных предпринимателей», который состоится в Тюмени с 11 по 13 августа. Узнать подробнее о СУПе и купить на него билет можно на сайте.